Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Музей Камня.
Одновременно с завершением строительства храма Воскресения Христова (Спас на крови) в 1907 году было завершено строительство рядом стоящей часовни-ризницы. Автором храма и часовни-ризницы является архитектор Альфред Александрович Парланд. Часовня-ризница храма Воскресения Христова 10 мая (27 апреля) 1908 года была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием во имя Иверской иконы Божией матери. Фактически, с самого начала это сооружение использовалось не как часовня — помещение, где верующие читают молитвы, совершают молебны — а как ризница — помещение для хранения богослужебного облачения священников, церковной утвари, богослужебных книг. В ней хранились архивные материалы, посвящённые строительству храма Воскресения Христова, рисунки Виктора Васнецова для мозаик храма Воскресения Христова, иконы, дары в память о кончине императора Александра II и т.п.
Находится часовня-ризница на расстоянии немногим более 50-ти метров от храма Воскресения Христова на западном берегу канала Грибоедова.
Часовня-ризница представляет собой одноэтажное здание, имеющее в плане вид прямоугольника. Здание увенчано большим куполом, в плане имеющим вид восьмёрика. Завершает его гранёная шатровая кровля.
По углам главного фасада установлены массивные прямоугольные столбы, украшенные цветными изразцами. К северному столбу примыкают кованные металлические ворота. К южному — звенья декоративной ограды, аналогичные ограде, отделяющей храм Воскресения Христова от Михайловского сада.
https://fotopitera.ru/2010/11/13/михайловский-сад-2/
Во внешней отделке часовни-ризницы, как и храма, широко используется декоративный зигерсдорфский кирпич. Что, конечно же, не удивительно — ведь автор у них один, Алльфред Паланд. Как, кстати, и декоративной ограды.
Главный фасад часовни-ризницы со стороны канала Грибоедова украшают колонны из светлосерого эстляндского мрамора. Проём главного входа оформлен сдвоенными колоннами.
Необходимо отметить, что в Советское время часовня-ризница использовалась под различные хозяйственные нужды. Как следствие, были утрачены многие элементы внутреннего и внешнего убранства. Из внешних, например, мозаичная Иверская икона на восточной стене и хризма, которая венчала здание вместо креста.
Впервые часовня-ризница была отреставрирована в 1996 году.
При этом была воссоздана мозаичная икона «Спас Нерукотворный» на фронтоне главного входа.
В ноябре 2005 года по фотографиям из ЦГА КФФД была воссоздана хризма, венчающая шатровую кровлю. Хризма — монограмма имени Христа, составленная из перекрещенных начальных греческих букв имени «хи» и «ро», а также двух букв «альфа» и «омега», вписанных в окружность. Применение этих букв соответствует тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
Последняя реставрация часовни-ризницы была проведена в в конце прошлого года. Как выглядело внутренне убранство, достоверно не известно — не сохранилось ни чертежей, ни описаний интерьеров. В первозданном виде удалось воссоздать только главный купол с золочёными звёздами. Но если будут обнаружены хоть какие-то документы по историческим интерьерам, реставраторы ими сразу же воспользуются.
В результате произведённых работ в последних числах декабря прошедшего года в нашем городе открылся ещё один музей — музей Камня. Я побывал в нём 2 января, поговорил со служительницей музея. Из разговора с ней узнал, что музей несколько часов поработал ещё 30 и 31 декабря, но официальным открытием всё же следует считать 2 января 2014 года. Помещение музея небольшое, рассчитано на индивидуальный просмотр. Никаких экскурсий проводить не планируется, знакомство с выставленными экспонатами самостоятельное — в помощь их текстовые описания. Самое печальное — фото и видеосъёмка запрещена, т.к. выставленные экспонаты принадлежат различным учреждениям. К ним относятся: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Музей истории религии, музей Горного университета, янтарная мастерская Александра Крылова. (Несколько странно — ведь во всех перечисленных местах фото и видеосъёмка разрешена. Не знаю только, как в янтарной мастерской Александра Крылова — в ней я не был).
Выставка носит название: «Время собирать камни. Декоративно-прикладное искусство XIX-XXI вв».
Более 100 экспонатов коллекции музея разбиты на два раздела. В первом представлены образцы многочисленных горных пород, применявшихся при строительстве и отделке зданий Санкт-Петербурга: различные виды гранита, мрамора, кварцита, сланцев, лабрадорит, яшма, порфир, малахит, лазурит… Представлены здесь и художественные произведения с резьбой по камню и мозаикой — печати, плакетки, пресс-папье и т.п.
Во втором разделе выставки представлены художественные произведения, созданные в янтарной мастерской Александра Крылова, заслуженного художника РФ. На стенах развешены большие иконы из янтаря, выполненные в технике мозаики. В середине небольшого квадратного помещения прямо под куполом представлена модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200. (Именно она изображена на информационном щите у входа в музей, приглашающем на выставку). На изготовление этой модели из янтаря у художника ушло полтора года. Для модели Исаакиевского собора А. Крылов выбрал оригинальный проект О. Монферрана, который несколько отличается от реализованного. О строительстве Исаакиевского собора можно посмотреть
https://fotopitera.ru/2013/02/09/2-исаакиевский-собор-история-строител/
Полное название: Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Является частью комплекса храма Воскресения Христова, памятник русской церковной архитектуры начала ХХ века.
Обиходное название: ризница Спаса на крови.
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2а.
Время работы: с 11:00 до 19:00 (летом с 10:00 до 19:00).
Стоимость: 100 руб. Льготная категория граждан РФ — 50 руб.
Мой блог находят по следующим фразам
- сколько стуреней на смотровую площадку исаакиевского собора
- сколько ступенек в исаакиевском соборе
- слава богу внуки уехали
- булошная жан руа
- уличные музыканты спб
- сколько ступенек на колоннаду исаакиевского собора
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев