Семимостье — мосты Смежный и Старо-Никольский

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МОСТЫ, СЕМИМОСТЬЕ В КОЛОМНЕ

Вернувшись от Ново-Никольского моста в центр Семимостья, со Старо-Никольского моста — рассказ о нём будет в самом конце нашей прогулки — посмотрим вдоль Крюкова канала на юг, в сторону Фонтанки. На расстоянии немногим меньше 300 метров через канал переброшен последний мост Семимостья — Смежный.

7brid_13

К нему пойдём по нечётной стороне набережной Крюкова канала (на фотографии справа). Отойдя от Старо-Никольского моста несколько десятков метров, обратим внимание на двухэтажный дом с треугольным фронтоном и полуциркульным слуховым окном в нём и двумя балконами. Построен он в конце XVIII века. Современный адрес: Набережная Крюкова канала, 23. Известен этот дом тем, что В 1780-е и 1790-е года здесь останавливался, приезжая в Петербург, полководец Александр Васильевич Суворов. Отсюда он отправился в знаменитый Итальянский поход, перешедший в Швейцарский. Здесь же А.В. Суворов скончался 6 (18) мая 1800 года. К сожалению, комната, в которой прожил свои последние дни великий русский полководец, не сохранилась — дом неоднократно перестраивался.

7brid_14

В 1950-м году в простенке между окнами первого этажа установили восстановленную мемориальную доску. Выполнена она в виде медальона. По его образующей вьётся венок с лентами. По краям два меча: слева — вложенный в ножны древнерусский, справа — обнажённый, с орденом Суворова на поперечине. В верхней части медальона находится барельефный портрет А.В. Суворова работы скульптора Н. В. Дыдыкина. Под портретом надпись: «В этом доме 6 мая 1800 года скончался великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов». Автор мемориальной доски архитектор И.И. Варакин.
Пройдя мимо исторического дома, подходим к месту впадения Крюкова канала в Фонтанку.

7. СМЕЖНЫЙ мост

7brid_15

Смежный мост, перекинутый через Крюков канал в месте его слияния с Фонтанкой, соединяет Спасский и Покровский острова по северной нечётной стороне набережной реки Фонтанки.
В 1782-1787 годах в этом месте был построен по типовому проекту неизвестного автора мост. Был он трёхпролётным деревянным на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Как и другие мосты через Крюков канал, этот мост много раз перестраивался. В 1800-1810 года разводной пролёт заменили деревянным балочным. В течении XIX века мост назывался по разному: с 1820 — Смежный; 1821-1822 — Никольский Набережный; 1849-1875 — Соединительный. В конце концов за мостом закрепилось существующее до сих пор наименование Смежный.
Последняя значимая перестройка моста была произведена в 1964 году по проекту ремонт моста инженера Е.Е. Розенфельда. Вызвана она была необходимостью проложить через Крюков канал теплофикационных труб. Смежный мост приобрёл современный вид, значительно отличающийся от исторического.

7brid_16

Вид на Смежный мост с южной чётной стороны набережной реки Фонтанки.

 Теперь это трёхпролётный металлический балочный мост, предназначенный для автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть трёхполосная, тротуары отделены от неё высоким гранитным поребриком. Перильные ограждения металлические простого рисунка, на устоях переходящие в гранитные парапеты.  Так как под проезжей частью проложены трубы теплопровода, полотно моста приподнято над уровнем набережной. Для удобства пешеходов для переходов с уровня набережной на тротуары моста устроены гранитные лестницы.
Из основных технических характеристик Смежного моста: длина — 24.1 м, ширина — 15.4 м.
К Смежному мосту буквально примыкает мост, который не принято относить к Семимостью. Но так как от прекрасно виден со Старо-Никольского моста, да при желании и с Пикалова, то несколько слов скажу и про него.

8. КРАСНОАРМЕЙСКИЙ мост
Построили его в 1956 году по проекту инженера А.А. Куликова, архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского. Основной причиной была прокладка теплофикационных труб через Фонтанку. Поэтому мост только пешеходный. Мост построен в створе чётной восточной стороны набережной Крюкова канала. Своё название получил по находящимся рядом Красноармейским улицам — всего их 13: 1-я Красноармейская улица…13-я Красноармейская улица.

7brid_17

Красноармейский мост трёхпролётный металлический, опоры облицованы гранитом. Перильное ограждение чугунное, художественного литья. Крайние секции перил переходят в гранитные парапеты устоев. На опорах моста по обеим сторонам пешеходной части установлены четыре торшера с матовыми сферическими светильниками. Из-за большой крутизны полотна моста, пешеходная часть начинается и заканчивается невысокими 7-ми ступенчатыми каменными лесенками.
Из основных технических характеристик Красноармейского моста: длина — 61.5 м, ширина — 4.5 м.
Благодаря своим пропорциям, Красноармейский мост, на мой взгляд, выглядит изящно и вместе с другими соседними мостами украшает эту часть города.

Пришла пора заканчивать прогулку по Семимостью. Перейдём Красноармейский мост, Смежный и по нечётной западной стороне набережной Крюкова канала вернёмся к начальной точке прогулки.

7brid_18

По пути ещё раз посмотрим на дом, в котором скончался А.В. Суворов. Можно ещё добавить к сказанному ранее, что первая мемориальная доска в память о великом русском полководце появилась здесь в 1895 году по ходатайству генерал-лейтенанта А.Ф. Петрушевского – автора монографии «Генералиссимус князь Суворов». Правда, судя по старинным фотографиям этого дома, установлена она была на уровне второго этажа. И также имела вид медальона. Но вот куда старая мемориальная доска делась и почему установили новую в 1950-м году уже на уровне первого этажа — мне узнать не удалось…
Пройдя мимо далее, подошли к последнему мосту, связанному с Семимостьем.

6. СТАРО-НИКОЛЬСКИЙ мост

7brid_20

Старо-Никольский мост, перекинутый через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Спасский и Покровский острова по Садовой улице. Первая деревянная переправа появилась на этом месте после сооружения Крюкова канала. В 80-х годах XVIII века деревянная переправа была перестроена по типовому проекту для мостов через Крюков канал. Название Никольский мост известно с 1793 года. Построенный неподалёку в конце 40-х годов XIX века мост назвали Ново-Никольским. А ранее построенный Никольский мост с 1849 года стали называть Старо-Никольским.
Мост много раз перестраивался в соответствии с нуждами городского хозяйства.
В 1887 году мост капитально отремонтировали для проезда по нему конок. Были переложены опоры и устои, заменили пролётное строение. По завершению работ 11 октября 1887 года Старо-Никольский мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.
Следующий капитальный ремонт моста для устройства трамвайного движения по Садовой улице был произведён в 1905-1906 годах. Были переложены опоры, деревянные пролётные балки заменены на металлические клёпанные, ширину моста увеличили с 13.6 до 20.2 метров. В эксплуатацию мост был сдан 21 сентября 1906 года. В советское время Старо-Никольский мост также ремонтировался.
Последний крупный ремонт производился уже в наше время, в 2003-2004 годах.

7brid_21

Были отремонтированы и усилены металлоконструкции пролётного строения, в основание проезжей части уложена железобетонная плита, отреставрировано перильное ограждение. Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает два трамвайных пути и две полосы для движения автотранспорта.
Из основных технических характеристик Старо-Никольского моста: длина — 24.3 м, ширина — 20.2 м (из них ширина проезжей части — 17 м и два тротуара по 1,6 м). Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.

На этом наша виртуальная прогулка по Семимостью в Коломне завершается. Этот старинный район Санкт-Петербурга всегда красив и романтичен. Поэтому рассказ старался иллюстрировать фотографиями, снятыми в разное время года. И да, если окажетесь здесь, не забудьте загадать желание перед осмотром мостов…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Семимостье - мосты Смежный и Старо-Никольский, 10.0 out of 10 based on 2 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев