Семимостье — мосты Смежный и Старо-Никольский
Вернувшись от Ново-Никольского моста в центр Семимостья, со Старо-Никольского моста — рассказ о нём будет в самом конце нашей прогулки — посмотрим вдоль Крюкова канала на юг, в сторону Фонтанки. На расстоянии немногим меньше 300 метров через канал переброшен последний мост Семимостья — Смежный.
К нему пойдём по нечётной стороне набережной Крюкова канала (на фотографии справа). Отойдя от Старо-Никольского моста несколько десятков метров, обратим внимание на двухэтажный дом с треугольным фронтоном и полуциркульным слуховым окном в нём и двумя балконами. Построен он в конце XVIII века. Современный адрес: Набережная Крюкова канала, 23. Известен этот дом тем, что В 1780-е и 1790-е года здесь останавливался, приезжая в Петербург, полководец Александр Васильевич Суворов. Отсюда он отправился в знаменитый Итальянский поход, перешедший в Швейцарский. Здесь же А.В. Суворов скончался 6 (18) мая 1800 года. К сожалению, комната, в которой прожил свои последние дни великий русский полководец, не сохранилась — дом неоднократно перестраивался.
В 1950-м году в простенке между окнами первого этажа установили восстановленную мемориальную доску. Выполнена она в виде медальона. По его образующей вьётся венок с лентами. По краям два меча: слева — вложенный в ножны древнерусский, справа — обнажённый, с орденом Суворова на поперечине. В верхней части медальона находится барельефный портрет А.В. Суворова работы скульптора Н. В. Дыдыкина. Под портретом надпись: «В этом доме 6 мая 1800 года скончался великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов». Автор мемориальной доски архитектор И.И. Варакин.
Пройдя мимо исторического дома, подходим к месту впадения Крюкова канала в Фонтанку.
7. СМЕЖНЫЙ мост
Смежный мост, перекинутый через Крюков канал в месте его слияния с Фонтанкой, соединяет Спасский и Покровский острова по северной нечётной стороне набережной реки Фонтанки.
В 1782-1787 годах в этом месте был построен по типовому проекту неизвестного автора мост. Был он трёхпролётным деревянным на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Как и другие мосты через Крюков канал, этот мост много раз перестраивался. В 1800-1810 года разводной пролёт заменили деревянным балочным. В течении XIX века мост назывался по разному: с 1820 — Смежный; 1821-1822 — Никольский Набережный; 1849-1875 — Соединительный. В конце концов за мостом закрепилось существующее до сих пор наименование Смежный.
Последняя значимая перестройка моста была произведена в 1964 году по проекту ремонт моста инженера Е.Е. Розенфельда. Вызвана она была необходимостью проложить через Крюков канал теплофикационных труб. Смежный мост приобрёл современный вид, значительно отличающийся от исторического.
Вид на Смежный мост с южной чётной стороны набережной реки Фонтанки.
Теперь это трёхпролётный металлический балочный мост, предназначенный для автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть трёхполосная, тротуары отделены от неё высоким гранитным поребриком. Перильные ограждения металлические простого рисунка, на устоях переходящие в гранитные парапеты. Так как под проезжей частью проложены трубы теплопровода, полотно моста приподнято над уровнем набережной. Для удобства пешеходов для переходов с уровня набережной на тротуары моста устроены гранитные лестницы.
Из основных технических характеристик Смежного моста: длина — 24.1 м, ширина — 15.4 м.
К Смежному мосту буквально примыкает мост, который не принято относить к Семимостью. Но так как от прекрасно виден со Старо-Никольского моста, да при желании и с Пикалова, то несколько слов скажу и про него.
8. КРАСНОАРМЕЙСКИЙ мост
Построили его в 1956 году по проекту инженера А.А. Куликова, архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского. Основной причиной была прокладка теплофикационных труб через Фонтанку. Поэтому мост только пешеходный. Мост построен в створе чётной восточной стороны набережной Крюкова канала. Своё название получил по находящимся рядом Красноармейским улицам — всего их 13: 1-я Красноармейская улица…13-я Красноармейская улица.
Красноармейский мост трёхпролётный металлический, опоры облицованы гранитом. Перильное ограждение чугунное, художественного литья. Крайние секции перил переходят в гранитные парапеты устоев. На опорах моста по обеим сторонам пешеходной части установлены четыре торшера с матовыми сферическими светильниками. Из-за большой крутизны полотна моста, пешеходная часть начинается и заканчивается невысокими 7-ми ступенчатыми каменными лесенками.
Из основных технических характеристик Красноармейского моста: длина — 61.5 м, ширина — 4.5 м.
Благодаря своим пропорциям, Красноармейский мост, на мой взгляд, выглядит изящно и вместе с другими соседними мостами украшает эту часть города.
Пришла пора заканчивать прогулку по Семимостью. Перейдём Красноармейский мост, Смежный и по нечётной западной стороне набережной Крюкова канала вернёмся к начальной точке прогулки.
По пути ещё раз посмотрим на дом, в котором скончался А.В. Суворов. Можно ещё добавить к сказанному ранее, что первая мемориальная доска в память о великом русском полководце появилась здесь в 1895 году по ходатайству генерал-лейтенанта А.Ф. Петрушевского – автора монографии «Генералиссимус князь Суворов». Правда, судя по старинным фотографиям этого дома, установлена она была на уровне второго этажа. И также имела вид медальона. Но вот куда старая мемориальная доска делась и почему установили новую в 1950-м году уже на уровне первого этажа — мне узнать не удалось…
Пройдя мимо далее, подошли к последнему мосту, связанному с Семимостьем.
6. СТАРО-НИКОЛЬСКИЙ мост
Старо-Никольский мост, перекинутый через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Спасский и Покровский острова по Садовой улице. Первая деревянная переправа появилась на этом месте после сооружения Крюкова канала. В 80-х годах XVIII века деревянная переправа была перестроена по типовому проекту для мостов через Крюков канал. Название Никольский мост известно с 1793 года. Построенный неподалёку в конце 40-х годов XIX века мост назвали Ново-Никольским. А ранее построенный Никольский мост с 1849 года стали называть Старо-Никольским.
Мост много раз перестраивался в соответствии с нуждами городского хозяйства.
В 1887 году мост капитально отремонтировали для проезда по нему конок. Были переложены опоры и устои, заменили пролётное строение. По завершению работ 11 октября 1887 года Старо-Никольский мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.
Следующий капитальный ремонт моста для устройства трамвайного движения по Садовой улице был произведён в 1905-1906 годах. Были переложены опоры, деревянные пролётные балки заменены на металлические клёпанные, ширину моста увеличили с 13.6 до 20.2 метров. В эксплуатацию мост был сдан 21 сентября 1906 года. В советское время Старо-Никольский мост также ремонтировался.
Последний крупный ремонт производился уже в наше время, в 2003-2004 годах.
Были отремонтированы и усилены металлоконструкции пролётного строения, в основание проезжей части уложена железобетонная плита, отреставрировано перильное ограждение. Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает два трамвайных пути и две полосы для движения автотранспорта.
Из основных технических характеристик Старо-Никольского моста: длина — 24.3 м, ширина — 20.2 м (из них ширина проезжей части — 17 м и два тротуара по 1,6 м). Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.
На этом наша виртуальная прогулка по Семимостью в Коломне завершается. Этот старинный район Санкт-Петербурга всегда красив и романтичен. Поэтому рассказ старался иллюстрировать фотографиями, снятыми в разное время года. И да, если окажетесь здесь, не забудьте загадать желание перед осмотром мостов…
Семимостье - мосты Смежный и Старо-Никольский, Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев