Памятник А.С. Пушкину на станции метро «Пушкинская»
В жизни и творчестве А.С. Пушкина город Санкт-Петербург имел огромное значение. Здесь он жил, писал свои бессмертные произведения. Он любил этот город, признавался ему в своей любви — «Люблю тебя, Петра творенье…» В память о великом поэте в нашем городе ему установлено несколько памятников. И не только на земле, но и под землёй. Конкретно, в подземных вестибюлях станций метрополитена.
Когда проектировалась первая линия ленинградского метрополитена, в оформлении станции около Витебского вокзала предполагалось отразить строительство первой в России железной дороги. Саму же станцию назвать «Витебская» — по примеру станции «Балтийская» и одноименного вокзала. Но потом тематику оформления изменили — к огромному счастью, по моему -, посвятив её великому поэту. Ведь эта железная дорога связала Санкт-Петербург и Царское село. А в Царскосельском лицее учился и писал свои первые стихи будущий поэт. Так эта станция получила окончательное название «Пушкинская».
Первая линия ленинградского метрополитена торжественно открылась 15 ноября 1955 года. Но из-за непредвиденных трудностей при прокладке эскалаторного тоннеля вследствии обнаруженного плывуна, «Пушкинкая» была открыта для пассажиров только 30 апреля следующего года. Это трёхсводчатая станция пилонного типа с глубиной заложения 57 метров. Подземный зал этой станции, как, впрочем, и все станции первой линии, богато декорирован. Пилоны, стены выложены белым мрамором. Пол выложен в виде ковровой дорожки из тёмно-красного гранита. Кромки дорожки украшает орнамент из белого и чёрного камня. Зал подсвечивают установленные у пилонов торшеры с хрустальными чашами. Стволы торшеров украшены вызолоченными стилизованными щитами и копьями. Потолок декорирован лепниной.
Но главным украшением станции является торец зала. В его нише находится панно художницы Марии Александровны Энгельке. На нём изображён уголок Царскосельского парка с прудом, на противоположном берегу которого видна знаменитая Камеронова галерея. На передний плане изображена ветвь дерева, как бы приближенная к зрителю. Мягкие тона красок и скрытая в проёмах подсветка создают иллюзию арки, ведущей в настоящий парк.
Перед панно установлен памятник гениальному поэту. Автором гипсовой скульптуры является скульптор Михаил Константинович Аникушин. Сделана она в 1954 году во время работы скульптора над его едва ли не главным произведением пушкинианы — памятником А.С. Пушкину на Площади Искусств в Ленинграде, который открыли летом 1957 года. Скульптор изобразил поэта в несколько неожиданном образе — не пылкий, страстный юноша, а зрелый мужчина с узнаваемыми характерными чертами задумчиво сидит на скамье, одной рукой опершись на колено, держа в другой только что сорванную ветвь сирени. Кажется, что поэт грустит о прошедшей молодости, вспоминая лицейские годы.
PS. Прошло уже почти 60 лет с тех пор, как впервые увидел этот памятник. Но до сих пор он остаётся для меня одним из лучших изображений любимого поэта. Да и вся станция выдержана в очень гармоничном спокойном стиле. Сколько раз бывало, едучи по каким-то делам, выходил вдруг из вагона метро и подходил к Пушкину, чтобы просто постоять рядом, подумать…
Мой блог находят по следующим фразам
- церковь шестаковской иконы божией матери
- церковь иконы всецарицы в спб
- ремонт прихожей фото до и после
- памятник сахарову спб
- икона всецарица на каменном острове
- драгоценности Кшесинской
- фотографии и фотопанорамы Санкт-Петербурга
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев