Конке, прообразу Санкт-Петербургского трамвая — 150 лет

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ

       На пересечении 6-й и 7-й линий со Средним проспектом Васильевского острова напротив наземного вестибюля станции метро «Василеостровская» находится интересный во многих отношениях памятник. Отнести его можно к техническим видам памятников.

Konka_1

       Чтобы понять предназначение памятника и оценить историческое значение события, послужившее поводом для его установки на этом месте, надо вернуться на 150 лет назад.
       В те времена городского общественного транспорта как такового практически не было. Небольшое количество омнибусов не могло выполнять его роль. Во второй половине XIX века появилась городская конно-железная дорога. первоначально использовавшаяся исключительно под грузовые перевозки. А с 1963 года по ней начали перевозить и пассажиров. Этот вид общественного транспорта получил название конка. Пассажиров перевозили в деревянных вагонов по железным рельсам, в качестве тягловой силы использовались лошади. Вагоны были одно или двухэтажные. Одноэтажные вагоны перевозила одна лошадь, пользовались ими люди с достатком. В двухэтажные вагоны запрягали двух лошадей. Помимо сидячих мест внутри, где скамейки располагались как в современных трамваях, такие вагоны были дополнительно оборудованы открытой верхней площадкой, которая называлась империалом. Вдоль площадки устанавливалась всего одна скамейка, на которой пассажиры сидели спиной друг к другу. Проезд внутри конки стоил 5 копеек, на империале — 2 (по некоторым сведениям 3 копейки).

Kon_old1

       Конки на Невском проспекте в районе Большой Конюшенной улицы.
       Этот вид общественного транспорта оказался очень востребованным. В среднем, одна конка перевозила 22 человека внутри вагона и 24 — на империале со скоростью порядка 8 км. Уже за первый год было перевезено около одного миллиона человек. Конку обслуживали два человека. Кучер-вагоновожатый правил лошадьми, кондуктор собирал плату за проезд, подавал сигналы об остановках и отправлении. Их работа была физически трудной и требовала большого мастерства в управлении и обслуживании, поэтому работали на конках исключительно мужчины.

Kon_old2

       Этот снимок конки на Аничковом мосту интересен тем, что можно точно сказать — сделан он позднее 1904 года. Дело в том, что первоначально на империале разрешалось ездить только мужчинам — женщинам считалось неприличным подниматься по крутой лестнице наверх. Только в конце 1904 года Городская Дума официально разрешила и женщинам ездить наверху конок.

Kon_old3

       А этот снимок из архива фотоателье Карла Буллы 1905-1906 годов интересен тем, что на нём запечатлена конка на Дворцовом мосту, запряжённая тремя лошадьми. Наш город в центральной  части равнинный. И обычно в конку запрягали двух лошадей. Но на крутых участках, а это в основном и были многочисленные мосты, в конку запрягали трёх, а то и четырёх лошадей.
       К началу ХХ века в городе насчитывалось более 30 маршрутов конки, а общая протяжённость этих маршрутов превысила 150 км.
       Развитие инженерной техники, связанной с электричеством, привело к отказу от лошадей в качестве движущей силы. Вагоны стали приводиться в движение электродвигателями (мощность же двигателей до сих пор измеряют в лошадиных силах — как дань признания заслуг этих спутников человека в истории развития цивилизации). Так в 1907 году в нашем городе появился трамвай, прообразом которого и явилась конка. Сами же конки исчезли с улиц Санкт-Петербурга по решению Городской Думы осенью 1917 года «ввиду полного истощения лошадей и неустранимых затруднений в получении фуража». Именно трамвай стал самым массовым и широко распространённым видом общественного транспорта в нашем городе.
       Отдавая дань той огромной исторической роли конки в развитии нашего города, 27 октября 2004 года и был установлен памятник Конке. Ровно 150 лет назад, 13 сентября 1863 года по улицам Санкт-Петербурга поехали первые вагоны «конки.
       Памятник Конке сравнительно новый. Тем не менее, выражаясь компьютерным языком, он уже несколько раз прошёл «апгрейт». Первоначально это был только один вагон. Через год, 25 октября 2005 года, перед вагоном конки установили две фигуры лошадей скульптора Ахнафа Зиякаева.

Konka_2

       Вот так выглядел памятник Конке в октябре 2007 года.
       30 мая 2009 года у лошадей появился кучер, вагоновожатый конки.

Konka_3

Konka_4

       Проработке фигуры кучера-вагоновожатого было уделено большое внимание. Выполнена она с максимально возможной исторической точностью.

Konka_5

       По материалам исторических архивов, старинных фотографий воссозданы атрибуты одежды — шинель, фуражка, бляхи на груди и ремне, надписи на них. Даже пуговицы с гербом России исполнены по слепкам с пуговиц настоящей форменной одежды кучеров того времени.

Konka_6

       Фигура вагоновожатого выполнена коллективом в составе членов Союза Художников России И. Пентешина, Д. Бессмертного и выпускника Мухинского училища Т. Валиева.
       Модель-копия в натуральную величину вагона Санкт-Петербургской «Конки» образца 1872-1878 годов выполнена по оригинальным чертежам Путиловского завода.

Konka_7

       На вагоне номер 141 — он соответствует годовщине начала движения конок на момент открытия памятника.
       Место установки памятника выбрано по причине того, что именно по маршруту «6-я линия — Конногвардейский бульвар — Адмиралтейская площадь» началось движение нового вида общественного транспорта.

       Адрес памятника Конке: пересечение 6-я и 7-я линий со Средним проспектом Васильевского острова.
       Метро: Василеостровская.

Мой блог находят по следующим фразам

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (6 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +9 (from 9 votes)
Конке, прообразу Санкт-Петербургского трамвая - 150 лет, 10.0 out of 10 based on 6 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев