Непростая судьба памятника Александру III
Император Александр III (1845 — 1894) вошёл в российскую историю как Царь-Миротворец: в годы его правления (1881 — 1894) страна не знала войн. В тоже время Российская империя характеризовалась стабильностью внутриполитической жизни и устойчивым экономическим ростом. Сразу же после его смерти Петербургская городская дума выступила с идеей о создании памятника Александру III. Осенью 1899 года был объявлен конкурс на создание проекта памятника императору. Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, которые отдали предпочтение проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого, работавшего тогда в России. Местом для будущего памятника стала Знаменская площадь перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом в Санкт-Петербурге, тем самым отдавая дань эпохе Александра III, когда началось строительство Великого Сибирского железнодорожного пути (историческое название Транссибирской магистрали) — Александр III придавал ему смысл чрезвычайного события в жизни империи.
23 мая (5 июня по н.ст.) 1909 года в присутствии Николая II и членов императорской семьи состоялось торжественное открытие памятника императору Александру III. Состоялся церемониальный марш воинских частей, шефом которых был покойный император. На лицевой стороне постамента накладными литерами была надпись:
Державному основателю
Великого Сибирского пути
Через несколько лет Николай II велел дополнить надпись словами: «Любящий сын — возлюбленному отцу».
Авторы памятника: итальянский скульптор князь Паоло (Павел Петрович) Трубецкой, русский архитектор Фёдор (по рождению Франц-Альберт) Осипович Шехтель. Общая высота памятника была 8.5 м, из которых 2.5 м составляла высота гранитного прямоугольного постамента длиной 7 м и шириной 5 м. На отливку конной статуи пошло около 500 пудов художественной бронзы.
У этого одного из самых спорных памятников дореволюционной России оказалась непростая судьба как в процессе создания — проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, так и после открытия. Памятник получил крайне неоднозначные оценки в обществе, было сочинено множество памфлетов, что говорит о том, что памятник мало кого оставил равнодушным. Сам же Паоло Трубецкой не считал своё произведение неудачным: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».
26 августа 1922 года постановлением Президиума Петрогубисполкома было предписано изменить надпись на постаменте. Для чего литеры старой надписи убрали и высекли стихотворение Демьяна Бедного
————
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
_._._._._
Предпоследний самодержец всероссийский
АЛЕКСАНДР III
К празднованию десятилетия Октября на площади Восстания (так в 1918 году переименовали Знаменскую площадь ) соорудили, выражаясь современным языком, инсталляцию «СССР», заключив памятник Александру III в металлическую клетку.
В 1937 году памятник Александру III вовсе демонтировали и перевезли в Михайловский сад. К счастью, конную скульптуру памятника не переплавили и сохранили. Более того, в годы блокады её надёжно укрыли землёй, что позволили пережить без последствий прямое попадание артиллерийского вражеского снаряда.
В 1953 году конную статую памятника Александра III перенесли во внутренний двор Русского музея, где она и простояла многие десятилетия.
Наконец, в ноябре 1994 года Александра III перевозят на Миллионную улицу и устанавливают в курдонере Мраморного дворца на место ранее стоявшего здесь «ленинского» броневика. А сам памятник Александру III стал просто произведением искусства начала XX века.
Первоначальный огромный гранитный постамент ранее был использован для изготовления разных новых памятников. Поэтому конную статую Александра III установили на невысокий постамент от «ленинского» броневика. По-моему, так даже удобнее осматривать памятник, обходя его вокруг…
Высота конной фигуры от копыт лошади до верха шапки — 5,3 м. Скульптуру императора лепили с фельдфебеля Павла Пустова. Массивная фигура императора Александра III одета в парадную генеральскую форму: сапоги, шаровары и папаху.
На невысоком постаменте мало места, поэтому перед памятником установлен гранитный бок, на котором в несколько срок высечено:
«Памятник / ИМПЕРАТОРУ / АЛЕКСАНДРУ III / 1909 / Скульптор П. Трубецкой / 1866-1938»
Ниже в помощь иностранцам на английском: «MONUMENT TO EMPEROR / ALEXANDER III / The sculptor P. Trubetsky»
Фигура лошади довольно крупная, даже массивная под стать наезднику.
Её грива и хвост коротко пострижены.
PS. Можно добавить несколько слов о площади Восстания (Знаменской). После демонтажа памятника Александру III в 1937 году, многие годы место его установки пустовало. В 1953 году была произведена реконструкция площади, в её центре разбили парадный сквер, в котором в день празднования 250-летия Ленинграда установили закладной камень предполагаемого памятника В.И Ленину. Но удивительно, что его так и не установили…
Осенью 1955 года на месте снесённой ещё до войны Знаменской церкви открыли парадно-монументальный павильон «Площадь Восстания» первой очереди Ленинградского метрополитена.
К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне на площади Восстания 8 мая 1985 года был торжественно открыт обелиск «Городу-герою ЛЕНИНГРАДУ». На его гранях установлены горельефы с изображением Ордена Ленина, которым был награждён Ленинград, и защитников блокадного города. 34-метровый обелиск увенчан Золотой Звездой, которой также был награждён город. Монумент, ставший идейно-художественным акцентом площади, также не получил широкого признания горожан и вызвал отдельные язвительные, а порой и оскорбительные отзывы…
Непростая судьба памятника Александру III, Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев