История орла на здании музея А.В. Суворова

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ

В заметках на этом сайте я уже неоднократно рассказывал о музее А.В. Суворова —  истории его строительства, архитектуре самого здания, внутреннем устройстве и музейной экспозиции, рассказывающей о жизни и деятельности выдающегося русского генералиссимуса. На этот раз я хочу поподробнее рассказать об одном элементе, который наряду с другими — мозаичными панно, воинской арматурой и мозаичным княжеским гербом Александра Васильевича — служит ярким украшением здания. Речь пойдёт об орле, установленном на вершине центральной башни здания музея.
Его позолоченная фигура хорошо видна и в дневное время:

И в тёмное время в лучах подсветки.
Всего орлов, включая и настоящего, было три.
Первый находился на вершине центральной башни здания со времени открытия музея 13 ноября 1904 года. Символ Российской империи, двуглавый орёл, был установлен в соответствии с «Утверждённым проектом музея для увековечения памяти Генералиссимуса Князя Италийскаго Графа Суворова Рымникскаго» архитектора Александра Ивановича фон Гогена. Но в действительности фигура орла имела три головы, три крыла и три лапы. Сделано это было для того, чтобы скульптурное изображение с разных точек зрения при взгляде на него выглядело именно двуглавым. После революционных событий 1917 года орёл, как символ самодержавия, был сброшен и, вероятно, уничтожен. Многие годы после этого здание так и стояло. В 1950-х — 1980-х годах на его вершине находилась пятиконечная звезда.
И только к 100-летию музея было решено вернуть на его башню старинный российский символ. В 2003 году по старинным чертежам и фотографиям петербургский скульптор Сергей Самусенко разработал проект восстановления орла. 26 ноября 2004 года на центральную башню здания установили нового, уже второго орла. Как его устанавливали, я не видел.

Но зато видел, как его снимали 17 августа 2015 года.
Надо отметить, что механическая прочность фигуры того орла оказалась недостаточной для противодействия ветровым нагрузкам, а поверхность — петербургскому климату. Поэтому внешний вид орла портили стяжки: поверху — на концах крыльев и понизу — на лапах. Позолота поверхности сильно загрязнилась, а местами частично утратилась.
Пока шла очередная реставрация здания музея, главным итогом которой стало воссоздание глазурованной керамической черепицы зелёного цвета кровли, шли и работы с фигурой орла. Был усилен каркас и заменены элементы крепления отдельных деталей. В результате этого отказались от проволочных стяжек. Поверхности фигуры полностью очистили и заново позолотили, потратив при этом 85 «книжек» сусального золота.

Внешний вид нового, уже третьего орла, в сравнении со вторым стал лучше.
       Ещё хотелось бы отметить вот какой момент. В двухмерном изображении орла, символа Российской империи — а с ноября 1993 года и государственного символа Российской Федерации, — в его левой лапе находится держава (в правой от зрителя), а в другой — скипетр. Но что же тогда поместить в третью лапу, как в нашем случае? Однозначного ответа нет. Встречаются изображения с двумя скипетрами, с третьим мечом, а то и вовсе без атрибутов. Так и в данном случае: у второго орла была держава и два скипетра, а у третьего орла — держава, скипетр и меч. Но какой наиболее исторически «правильный» — я не знаю…

При установке на вершину центральной башни здания музея А.В. Суворова 10 октября 2016 года мне довелось присутствовать. После напутственных речей и выступлений ответственных лиц и освящения, орла подняли на 38-ми метровую высоту.

Сравнение второго и третьего орлов. Левая фотография сделана в ноябре 2011 года, правая — в октябре 2016 года.

А эти фотографии сделаны всего неделю назад. Специалисты реставрационной фирмы «Матис», трудившиеся над третьим орлом, обещали, что он сможет простоять наверху 25 лет.

Специально сфотографировал орла через телеобъектив с трёх ракурсов, чтобы поподробнее можно было его рассмотреть в спокойной домашней обстановке. Центральная фотография соответствует официальному двухмерному изображению орла как символа Российской Федерации. Фотографии по бокам от неё сделаны с изменением места съёмки на ‘+’ и ‘-‘ 120 градусов. На мой взгляд, по прошествии двух лет выглядит фигура орла хорошо. Надеюсь, что этот орёл простоит на вершине башни здания музея А.В. Суворова дольше, чем предыдущий.

PS.    И ещё маленькое дополнение по установке орла. И первый и второй орёл на вершине был установлен таким образом, что он «правильно» смотрелся при взгляде на него с места прямо напротив фасада центральной башни. Чего не скажешь о настоящем. Складывается впечатление, что установка этого орла не зафиксирована жёстко. Это хорошо видно на моих фотографиях. Первоначально он «правильно» смотрелся с Таврической улицы, под углом порядка 90 градусов к фасаду. В настоящее он хоть и развернулся в «правильном» направлении, но всё ещё не достаточно…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (3 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +4 (from 4 votes)
История орла на здании музея А.В. Суворова, 10.0 out of 10 based on 3 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев