«Ледяной дворец русской Императрицы»
После недавнего посещения фестиваля ледовых скульптур захотелось пересмотреть свой фотоархив на эту тему. И невольно обратил внимание, что есть образы и объекты, к которым наиболее часто обращаются скульпторы. Во-первых, это герои популярных мультфильмов и сказок. И едва ли не на каждом фестивале отображаются персонажи «Щелкунчика». Всегда отображаются наши известные петербургские памятники и исторические места. И среди них наиболее часто — грифоны Банковского моста. Может, потому, что львы во всех своих обличиях — и как сами львы, и как грифоны, и как сфинксы — очень широко применяются в оформлении Санкт-Петербурга в виде полноразмерных скульптур на улицах и набережных, в виде масок и маскаронов на зданиях и фонтанах… А ещё нередко скульпторы обращаются к трагическому событию в истории нашего города, времени правления императрицы Анны Иоанновны. А именно, к масштабным торжествам по случаю заключения мира с Турцией и её 10-летия восхождения на престол. Зимой 1740 года на льду Невы был построен дворец, бани, великолепные скульптуры и композиции, включая двух слонов в натуральную величину. Дворец окружали пушки, из которых по настоящему стреляли ядрами. И всё это , включая внутренне убранство и утварь, было изготовлено изо льда.
В этом Ледяном дворце по прихоти императрицы 6 (17) февраля 1740 года была сыграна «шутовская» свадьба между её придворными шутами князем Михаилом Голицыным и калмычкой-приживалкой Авдотьей Бужениновой. Морозы в ту зиму стояли лютые. И оставленные на «брачную ночь» новобрачные едва не околели. Это событие описал в своём романе «Ледяной дом» писатель И.И. Лажечников.
Так вот, наиболее ярко и полно, на мой взгляд, это было отражено в наши дни — в феврале 2006 года. Тем, кто тогда смог это увидеть, предлагаю вспомнить. Ну, а кто нет — просто посмотреть и оценить…
Проект под названием «Ледяной дворец русской Императрицы» был реализован совместно с Эрмитажем арт-центром «Ледовая студия».
Местом проведения мероприятия была выбрана Дворцовая площадь, центр города. Очень повезло с погодой — было много солнечных морозных дней с температурой до -25 градусов.
Вокруг Ледяного дворца была выстроена изящная ограда с угловыми башенками. Внутри ограды разместили ледяные кадки с высокими искусственными деревьями. Посмотрите, как изящно выглядят балясины ограды — полное впечатление, что они вырезаны не изо льда, а из стекла.
Как и в истории, кроме дворца была выстроена и баня.
Ограду украшали вазы с искусственными цветами.
А также скульптуры. Всё это весьма гармонично смотрелось на фоне «Александрийского столпа».
Как и исторический, современный дворец охраняли искусно вырезанные изо льда пушки. По три с каждой стороны от входа.
Правда, в отличии от исторических, из этих пушек ядрами не стреляли. Но смотрелись они весьма колоритно.
И в лучах яркого, столь редкого для нашего города, зимнего солнца всё сияло, как сейчас помню, до рези в глазах. Создавая праздничное настроение восторженного чудика…
До чего же красиво смотрелись скульптуры, строения, ограда в лучах просвечивающего их насквозь солнца!
Как и в истории были вырезаны изо льда два слона, которые украсили детскую катальную горку. Вот только в отличие от исторических, у современных слонов из хоботов не били фонтаны с горящей нефтью.
Обойдя дворец и всю территорию вокруг него, да не один раз, пришло время войти непосредственно внутрь дворца.
Известно, что исторический дворец строился по проекту архитектора П.М. Еропкина, автора первого генерального плана Санкт-Петербурга. Современный же дворец строила команда из 20 мастеров российской ледовой скульптуры в соответствии с размерами и описаниями, оставленными физиком, математиком, академиком Петербургской Академии наук Г. Крафтом.
Внутренне пространство дворца было разбито на три помещения. Мебель — кресла, скамейки, столы с письменными приборами, шкатулками и пр. — всё-всё изо льда. В оконных проёмах были установлены различные скульптуры.
Вместо стёкол в окна были вставлены тонкие полупрозрачные ледяные пластины.
Ни одна скульптура не повторяла другую. Как и различные кресла и сидения, расставленные тут и там вдоль стен комнат.
Переход из одной комнаты в другую осуществлялся через дверные проёмы. Дверей, как таковых, в дворце не было.
И если через окна практически ничего нельзя было увидеть, то через дверные проёмы открывался прекрасный вид на современный Петербург с его историческими всемирно известными зданиями и ансамблями.
Весь дворец был построен из ледяных блоков, добытых из Шуваловских озёр. И стены, и потолки и полы. Да вообще всё…
Некоторые же скульптуры были сделаны из снега.
А это сама сумасбродная императрица Анна Иоанновна.
Снежный «свадебный торт» с фигурками новобрачных изо льда на верху.
Брачное ложе новобрачных в полном соответствии с одним из рисунков Г. Крафта.
Не забыты и туфельки на прикроватной подушечке.
В 2006 году подобное сооружение изо льда в нашем городе было новым и необычным явлением. Так что во все 4 недели существования «Ледяного дворца русской Императрицы» его посетили многие жители и гости Санкт-Петербурга. Я сам к нему ездил несколько раз и один, и с женой и а разное время суток.
Эффектно выглядел он и в тёмное вечернее время.
Холодная подсветка Ледяного дворца интересно контрастировала с тёплой подсветкой Зимнего дворца.
Я до сих пор считаю, что проект 2006 года наиболее полно и интересно воссоздал атмосферу Ледяного дворца 1740 года. Пусть и не на льду Невы, а на Дворцовой площади. Зато без ужасов и жестокости «шутовской» свадьбы…
«Ледяной дворец русской Императрицы», Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев