Статуи Флоры и Геракла в Александровском саду
Одним из первых сооружений в строящемся новом городе было Адмиралтейство. Строилось оно как верфь. В условиях длящейся Северной войны Адмиралтейство представляло собой настоящую крепость. Строительство продвигалось быстро и уже весной 1706 года был произведён спуск первого корабля.
По мере строительства Санкт-Петербурга и укрепления государства оборонное значение Адмиралтейства утратило актуальность. Здания Адмиралтейства несколько раз перестраивались, пока не приобрели современный вид. Изменилась и окружающая местность. Были засыпаны рвы по его периметру. Вдоль главного фасада Адмиралтейства устроили первый в городе бульвар, обсаженный липами. Именно сюда «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе» — герой романа в стихах Александра Пушкина. Роман писался в 1823-1831 годах, поэтому Евгений Онегин ещё не мог видеть две прекрасные античные статуи, о которых и пойдёт речь.
В 1833 году из Таврического дворца на Адмиралтейский бульвар перевезли и установили по проекту архитектора Людвига Ивановича Шарлеманя две скульптуры. Это были Флора Фарнезская и Геракл Фарнезский. Выполненные из карарского мрамора в конце XVIII века итальянским скульптором Паоло Трискорни, они являлись копиями с античных скульптур.
На территории перед Адмиралтейством в 1872-1874 был разбит сад, названный Александровским в честь императора Александра II. В его состав органично вошёл и Адмиралтейский бульвар со скульптурами. Утратив своё индивидуальное название и став просто одной из аллей Александровского сада. Статуи, обращённые друг к другу, замыкали собой аллею с двух противоположных концов.
Статуя Флоры установлена в конце аллеи, выходящей на Дворцовую площадь.
Так и стояли они без малого 180 лет. Но наш климат, отношение некоторых недалёких личностей в конце-концов привели мраморные статуи в очень плохое состояние. Поэтому в мае 2012 года сперва Флору, а затем в июле того же года Геракла сняли с постаментов и увезли на реставрацию в ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“».
Почти два года пустовали постаменты. И вот 18 мая 2014 года Александровский сад вновь украсили античные герои.
Но это уже копии с копий. Было принято решение, что после реставрации подлинники оставят в фондах Государственного музея городской скульптуры. А в Александровском саду установят их копии, выполненные из полимера с наполнителем из мраморной крошки.
Флора — древнеитальянская богиня цветов, расцвета, весны и полевых плодов.
В своём фотоархиве нашёл фотографию 2010 года статуи Флоры. Для сравнения — она слева — расположил её рядом с современной. На мой взгляд, чисто внешне копия вполне равноценна оригиналу.
Пройдя по аллее, никуда не сворачивая, в глубь сада на другом её конце увидим статую Геракла.
Геракл — один из самых популярных героев древнегреческой мифологии. 12 подвигов Геракла навсегда прославили его имя.
Геракл изображён в спокойной позе, опирающийся левой рукой на свою палицу, поверх которой накинута шкура Немейского льва.
За спиной в правой руке Геракл держит золотые яблоки из сада Гесперид.
Согласно мифу, эти три яблока Атлант подарил Гераклу в благодарность за спасение своих дочерей от разбойников.
Опять же, для сравнения привожу фотографию 2010 года и современную. На фотографии 2010 года отчётливо видно, что статуя Геракла к тому времени уже значительно пострадала. Так что её реставрация — или как вариант замена на восстановленную копию — была жизненно необходима.
Кроме того, осевший к тому времени постамент приподняли — под Флорой постамент не просел. Так что обе статую на своих постаментах в настоящее время выглядят одинаково. Высота каждой статуи немногим более двух метров.
От себя могу добавить, что эти копии смотрятся вполне прилично. К тому же статуи установлены на высокие, порядка 2.5 метра, постаменты. Да и технология изготовления скульптур из искусственного камня всё развивается и развивается. Так что кто не знает историю конкретно вот этих двух скульптур, Флоры и Геракла в Александровском саду, вполне могут принять их за отреставрированные оригиналы. Для истинных же ценителей искусства это тот самый случай, когда «во многия знания — многия печали». Или, выражаясь по простому: «Чем меньше знаешь — тем крепче спишь»…
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев