Зимний Летний сад
Наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством, Исакиевским собором, Медным всадником и другими не менее известными объектами, Летний сад является одним из известнейших и любимейших мест Санкт-Петербурга. Это старейший городской сад. Строился он практически одновременно с городом, с 1704 года. Известность Летний сад получил ещё при Петре I благодаря большой коллекции скульптур, планировки аллей, фонтанам и постройкам на его территории. Позднее к ним добавилась и ставшая мировой известностью ограда Летнего сада со стороны Невы.
Конечно, гулять по Летнему саду, как, впрочем, и по любому другому, лучше всего в тёплое время. В зимнее же время Летний сад совершенно другой. Если летом на его аллеях шумно и многолюдно — иногда даже слишком из-за бесчисленных экскурсионных групп — то зимой тихо и спокойно. Предлагаю совершить небольшую прогулку по зимнему Летнему саду.
И начнём со стороны Невы, «Где лучшая в мире стоит из оград», как сказала о ней Анна Ахматова. Когда в середине XVIII века начали «одевать в гранит» невские берега, русскому архитектору Ю.М. Фельтену было поручено отгородить Летний сад от набережной. Он представил деревянную модель ограды с детальным описанием размеров и пропорций. В процессе работ проект неоднократно перерабатывался. Документально подтверждено участие в создании ограды архитекторов П.Е. Егорова, И. Фока и других. Ограда состоит из 36 гранитных колонн, соединённых коваными звеньями. Колонны увенчаны вазами и урнами. Ажурные звенья ограды украшены позолоченными розетками в середине и орнаментальными позолоченными украшениями поверху. Первоначально в ограде было трое ворот напротив главных аллей сада.
Но после неудачного покушения в 1867 году на императора Александра II на месте центральных ворот построили часовню. По её сторонам установили боковые ворота. В 1930 году часовню разобрали.
В настоящее время в ограде со стороны Невы двое ворот. Но действуют для посетителей только одни. Общая длина ограды Летнего сада вдоль Дворцовой набережной равна 232 метрам. Сооружалась она в течении 13 лет, в 1771-1784 годах. Ограда Летнего сада по праву считается одним из шедевров русского классицизма XVIII века.
Через открытые створки восстановленных Центральных ворот входим на территорию Летнего сада.
Не правда ли, необычная картина открывается перед теми, кто бывал или знает Летний сад только летом? Даже раньше, когда стояли подлинники скульптур, их никогда не убирали из сада в тёплое место. Да и сейчас, когда вместо них после последней реконструкции 2009-2012 годов в саду установили копии из искусственного мрамора, их на зимний период укрывают вот такими ящиками.
После последней реконструкции внешний облик Летнего сада очень сильно изменился — за основу был принят вид первой половины XVIII века. В Летнем саду на пересечениях аллей появились фонтаны, территорию разбили на боскеты, аллеи ограничили шпалерами.
Боскет «Менажерийный пруд». Созданный в 1720-х годах, в нём в своё время содержались водоплавающие птицы. Правда, сколько я не бывал в новом Летнем саду, никаких водоплавающих не видел.
Хорошо хоть, что воссоздав боскет «Французский партер», оставили на прежнем месте памятник И.А. Крылову.
Так и сидит с непокрытой головой в любую погоду русский баснописец. Не то что нежные скульптуры античных богов, героев прошлого и нимф — пусть даже и их копий…
Воссоздав боскет «Птичий двор», воссоздали и «Голубятню». Подобные были обязательным атрибутом регулярных садов в XVIII веке. В то время в Птичьем дворе Летнего сада содержались редкие животные и птицы, а в башенке «Голубятни» — редкие породы голубей. (Опять же замечу, что ни тех ни других за годы после открытия Летнего сада после реконструкции так и не появилось). Но зато внутри «Голубятни» открыли музей истории Летнего сада. И просто прекрасно, что и зимой он работает — посетителей мало, можно спокойно рассматривать выставленные экспонаты, с удовольствием пообщаться со смотрительницей, что я и сделал…
Прямо при входе вас встречает герма «Вакх». Чтобы не нести отсебятину, привожу снятую крупным планом поясняющую табличку.
Могу добавить, что если глубокие трещины и сколы во многом можно объяснить многолетним пребыванием в земле, то тёмный налёт на теле гермы явно усугубился во время пожара по нерадивости персонала. Обратите внимание, как выглядит мрамор на расчищенном участке в левой нижней части скульптуры на вышеприведённой фотографии…
В одном из двух залов в общем-то небольшого музея. На экране большого дисплея в режиме нон-стоп демонстрируются этапы реконструкции Летнего сада.
Во время археологических раскопок на месте Большой оранжереи найдены эти фрагменты садовых ваз первой четверти XVIII века.
Осколки богато расписанных тарелок и сейчас радуют глаз тонкостью рисунка и яркостью красок.
Засыпанный снегом воссозданный фонтан «Пирамида». Все фонтаны, и не только они, были разрушены мощным наводнением 21 сентября 1777 года. Из-за дороговизны работ да и в силу изменившейся моды на садово-парковое искусство, императрица Екатерина II приказала их не восстанавливать. Так что Летний сад, который представили нам всем после реконструкции, не знали не только мы, но и воспевшие его Александр Пушкин, Пётр Вяземский, Самуил Маршак, Анна Ахматова…
Шпалеры и берсо на Школьной аллее.
Ещё один воссозданный фонтан, «Коронный». Спроектированный архитектором М.Г. Земцовым и открытый в далёком уже 1725 году, фонтан получил своё название по форме струй воды. Тело фонтана покрыто ракушками разного размера и покрыто многочисленными золочёнными маскаронами. По мне, так выглядит он как-то несуразно… Вокруг фонтана установлены бюсты известнейших людей древности: Диогена, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Эскулапа, Сенеки. Сейчас их, разумеется не видно. Но, к сожалению, и летом их не очень-то хорошо видно. Ещё одна непонятка — вокруг фонтана выложена дорожка, по которой вроде бы можно пройти и подробно рассмотреть как фонтан (не очень то и нужно), так и (главное) бюсты. Ан нет! С обоих сторон дорожки перекрыты ограждением и суровыми надсмотрщиками — а как их ещё назвать, когда на просьбу подойти поближе и сфотографировать бюсты было в грубой форме отказано. К счастью, у меня все эти бюсты сфотографированы, да ещё в оригинале, до реконструкции Летнего сада. Кроме того, сама площадка довольно большая, а пересечь её нельзя — на другую сторону можно попасть только обойдя её по периметру. Спрашивается, и зачем тогда в её середине устраивать и оформлять дорожку?…
Вид на Летний сад с противоположного берега Лебяжьей канавки. Лебяжью канавку длиной 648 метров прорыли в 1711-1719 годах между Невой и рекой Мойкой, ограничив таким образом Летний сад с запада. В 1798-1799 годах по проекту архитектора Г.П. Пильникова была построена эта каменная терраса. Пострадавшая 7 ноября 1824 года во время самого сильного наводнения в истории города, позднее террасу восстановили, дополнительно украсив литыми чугунными вазами-треножниками.
На аллее, выходящей к террасе, установлена великолепная скульптурная группа «Амур и Психея». В таком закрытом виде Психее уж точно не обойтись без светильника. Это одна из любимых скульптур в коллекции Летнего сада. Иногда просто прихожу сюда только ради неё…
Вот как она выглядит летним днём.
На месте пострадавшего во время наводнения 1777 года «Грота» по проекту архитектора Карло Росси в 1826 году был построен «Кофейный домик». Его фасады украшены орнаментом скульптора В.И. Демут-Малиновского. На моей памяти в нём размещались и небольшие магазинчики, торговавшие сувенирной продукцией, и всякие выставки. Сейчас в нём работает кафе.
Вид Центральной аллеи в сторону Невы, где, собственно, и размещена скульптурная коллекция Летнего сада. Посетителей встречают слева Диана, а справа — Аполлон.
Обратите внимание, как разительно отличается количество посетителей Летом и зимой.
Основными посетителями сейчас являются живущие в нём птицы.
Тишину зимнего сада нарушает в основном чириканье воробьёв, посвист синичек, гуленье голубей…
Немногочисленные посетители проходят по аллеям, особо не задерживаясь.
Вот и стоят засыпанные снегом скамейки, набираясь сил перед летом. Когда трудно порой найти свободное местечко присесть и отдохнуть.
Замёрз и засыпан снегом Карпиев пруд, вырытый в 20-х годах XVIII века. А летом здесь живёт пара белых лебедей. За ним виднеется Михайловский замок, уже за территорией Летнего сада, на противоположном берегу Мойки.
А на противоположном берегу Карпиева пруда у второго входа-выхода установлена высокая ваза из розового гранита, традиционно называемого порфиром. Отсюда и название вазы — Порфировая. Её подарил императору Николаю I шведский король Карл XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией. Изготовили вазу на Эльфдальской королевской мануфактуре, откуда и второе название вазы — Эльфдаленская. Высота самой вазы 3.94 метра, максимальный диаметр 1.34 метра. Общая же высота с постаментом равна 4.85 метра. Изготовлена ваза из пяти отдельных частей. Собрали и установили вазу 10 сентября 1839 года.
Полая внутри Порфировая ваза в 2008 году раскололась. Выдвигались несколько причин её разрушения, но окончательной была принята причина изменения структуры камня. В течении 2009-2011 годов ваза была отреставрирована и в мае 2012 года установлена на своё историческое место.
Вот и окончилась прогулка по зимнему Летнему саду. Так выглядит вход в него с берега реки Мойки. Ограда Летнего сада с этой стороны выполнена в 1826 году по проекту русского архитектора Людвига Ивановича Шарлеманя.
PS. Интересно, но в зимнем Летнем саду я чувствую себя более свободно. Отсутствие листвы на шпалерах открывает простор для взгляда. Летом же шпалеры как бы сжимают пространство вокруг тебя. По саду ходишь как по каким-то коридорам. Да и фонтаны на маленьких площадках выглядят не ах, по крайней мере для меня. Шпалеры, берсо и фонтаны являются основными причинами, почему Летний сад после реконструкции стал не мой. Замена же скульптур на копии из искусственного мрамора — ну что ж, с этим, похоже, придётся смириться в условиях нашего ленинградского климата…
Зимний Летний сад, Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев