5. Исаакиевский собор — Внутреннее убранство
Исаакиевский собор восхищает не только своим грандиозным внешним видом, но и великолепным, где то даже уникальным, внутренним убранством. По желанию Николая I, первоначально проект внутреннего убранства был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, но принят не был, поскольку не соответствовал монументальности храма и его внушительным масштабам. Только в 1843 году, когда строительство собора уже шло полным ходом, был утверждён проект самого архитектора О. Монферрана, разработанный им в соответствии с указаниями Святейшего Синода и лично императора Николая I.
При отделке широко применялись различные породы цветного камня — гранит, различные виды мраморов, шокшинский порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а также малахит и лазурит. При этом гранит и мрамор использовался не только как конструкционный, но и как декоративный материал. Применялся камень не только отечественный, но и привезённый из Италии, Франции, Афганистана. Исаакиевский собор является едва ли не единственным памятником архитектуры, при строительстве и отделке которого так широко применялись различные виды природного цветного камня. Недаром собор Святого Исаакия Далматского иногда называют музеем цветного камня.
Исаакиевский собор является ярким образцом синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Только в нём можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 — 1850 годов. Росписи и картины посвящены библейским и евангельским сюжетам. Коллекция включает в себя 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, Н.М.Алексеев, П.В.Басин, Э.Плюшар, Ф.С.Завьялов, П.М.Шамшин, Ф.П.Брюллов, Т.А.Нефф, К.Штейбен, В.Сазонов, Н.Майков, К.А.Молдавский, Ч.Муссини, С.А.Живаго, А.Е.Бейдеман, Х.Дузи, Ф.Рисc, И.К.Дорнер и А.Никитин. Что интересно: Огюст Монферран был против привлечения иностранных художников и литейщиков.
Над Большими Северными дверями внимание привлекает роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Автор — не очень известный среди других живописцев Исаакиевского собора Эжен (Евгений Александрович) Плюшар, родившийся в 1809 году в Петербурге в семье выходца из Германии. Его кисти принадлежат несколько работ в соборе. В начале 1860-х годов уехал во Францию, поэтому считается и русским и французским живописцем.
Правее росписи «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих» находится работа В. Сазонова «Блудный сын». Кроме этой работы в Исаакиевском соборе находится ещё одна — «Милосердие самарянина». Обе они выполнены художником в 1844-1845 годах.
Судьба академика живописи Василия Кондратьевича Сазонова (1789—1870) весьма интересна и поучительна. Ведь родился он в семье крепостных графа Н.П. Румянцева. С детства любил рисовать, чем и обратил на себя внимание графа, который на свои средства определил юношу в ученики Академии художеств. В 1817 году за большие успехи в живописи граф дал своему крепостному вольную и на свои же средства отправил в Италию для совершенствования.
Интересной особенностью внутреннего убранства Исаакиевского собора является то, что расположение икон в нём отличается от канонического. Обычно их размещают в верхних ярусах иконостаса. Здесь же они размещены в нишах, в богато орнаментированных мраморных рамах. Под ними на филёнках из бордового мрамора поясняющие надписи золочёной бронзой.
Одна из трёх сохранившихся работ Ч. Муссини «Крещение Господне» (1848 год, холст, масло). Всего профессор Флорентийской Академии Чезаре Муссини (1804-1879) написал для собора 6 картин.
«Святые праведные Иоаким и Анна» (1849 год, холст, масло) кисти К. Штейбена. Всего для Исаакиевского собора им выполнены 7 работ, вот ещё одна:
«Распятие» (1851 год, холст, масло). Карл Карлович (Шарль) Штейбен (1788-1856) является французским живописцем немецко-русского происхождения. С 1843 до 1854 года работал в Санкт-Петербурге. За это время кроме икон для Исаакиевского собора написал несколько портретов петербургских современников и картин.
«Введение во храм пресвятой Девы Марии» (1848 год, холст, масло) кисти Т. Неффа. Тимофей Андреевич Нефф (1805-1877) был очень известным и популярным среди петербургской знати историческим и портретным живописцем, написал для Исаакиевского собора много работ.
Конечно же, в пышном декоре храма особое внимание привлекает оформление барабана главного купола. Роспись плафона площадью 816 кв.м поручили в 1842 году Карлу Павловичу Брюллову (1799-1852). Сюжет росписи — молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, рядом с ними святые покровители царствовавшего Дома Романовых.
Талант и трудолюбие позволили живописцу создать яркое и изысканное произведение, являющееся доминантой всего храма. Но многолетняя работа под сводом недостроенного храма подорвали здоровье художника. В 1849 году он покинул Санкт-Петербург для лечения за границей. К.П. Брюллов успел лично выполнить основные фигуры, а фоны и фигуры апостолов на барабане купола завершил по его картонам П. Басин. Пётр Васильевич Басин (1793-1877) является известным русским живописцем, автором многих картин религиозного и светского содержания, а также портретов своих современников.
Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя, как символ Святого духа. Размером в 1.5 м голубь как бы парит на 80-ти метровой высоте.
С точки зрения синтеза различных видов декоративно-прикладного искусства оформление барабана главного купола являет собой ярчайший образец. Из плоскости стен выступают 12 статуй ангелов, которые вместе с пилястрами способствуют членению барабана. Через высокие арочные окна в собор льётся свет. Между фигурами ангелов помещены живописные изображения 12 апостолов кисти П.В. Басина. Своды собора и барабан облицован искусственным мрамором. Такой приём позволил архитектору и удешевить строительство и снизить вес верхней части собора.
Все скульптуры в храме выполнены из меди методом гальванопластики, разработанный в 1838 году русским физиком Б.С. Якоби. Но именно в Исаакиевском соборе впервые в таком масштабе он был применён. По причине сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура несмотря на значительные размеры имела небольшой вес. Что также снижало общий вес сооружения, а, значит, и вероятность осадки.
Льющийся через окна барабана солнечный свет играет на вызолоченных скульптурах, создавая торжественную, праздничную обстановку.
Во время работ по внутреннему убранству собора пришло понимание, что в таком огромном здании в условиях сырого петербургского климата не возможно обеспечить сохранность уникальной живописи во времени. Вот и вышло, что благодаря Исаакиевскому собору в России возродилось мозаичное искусство. Работы по переводу живописных произведений в мозаичные начались ещё в 1851 году и продолжались до 1917 года. В настоящее время коллекция насчитывает 62 мозаичных произведения общей площадью свыше 600 кв.м.
Слева — оригинал Т. Неффа «Рождество Богородицы» (1848 год, холст, масло). Справа — мозаика по оригиналу Т. Неффа (Мозаичная мастерская Академии художеств, 1900-е годы, смальта).
Поражает и восхищает мастерство мозаичистов. Издали смотрится как живописное произведение. И только при ближайшем рассмотрении видна структура мозаичного набора.
Мозаику набирали следующим образом. По размеру оригинала изготавливалась бетонная плита, окантованная металлической рамой. Плиту заливали гипсом, на который через кальку наносили контуры живописного материала. Маленькими фрагментами скалывали гипс, заменяя его кусочками смальты, подгоняя их по размер и цвету и закрепляя специальной мастикой.
«Вознесение Господне» Т. Неффа.
Затем мозаичный набор переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. После этого лицевую поверхность шлифовали, полировали, а швы между кусочками смальты заполняли цветным воском.
«Вознесение Господне» по оригиналу Т. Неффа (Мозаичная мастерская Академии художеств, 1900-е годы, смальта).
Искусствоведами подсчитано: чтобы наиболее точно передать всё цветовое богатство оригинала, мозаичисты использовали смальту более 12000 цветовых оттенков. Работа очень трудоёмкая и кропотливая. на мозаику площадью в один кв.м тратилось до года напряжённого труда.
«Тайная Вечеря» по оригиналу Х. Дузи (Мозаичная мастерская Академии художеств, 1902-1904 годы, смальта).
Мозаика «Святой Пётр», предназначенная для замены живописи на барабане купола, выполнена несколько иначе.
«Святой Пётр» по оригиналу П. Басина (Мозаичная мастерская Академии художеств, первое десятилетие XX века, смальта).
Её поверхность не отполирована. При этом кусочки смальты, расположенные под разными углами, образуют неровную поверхность, создавая игру света на гранях. Работы мозаичистов Исаакиевского собора были высоко оценены современниками. На Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году они получили высокую оценку, отмечая, что изготовление смальты русскими «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев