4. Исаакиевский собор — Иконостас и чудотворная икона

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕЙ ЧЕТЫРЕХ СОБОРОВ, СОБОРЫ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ

       Практически сразу же после освящения Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором Российской империи. Сам по себе являясь храмом-памятником русской архитектуры первой половины XIX века, в нём находятся прекрасные образцы русской монументальной академической живописи, скульптуры, мозаики, поделочного камня — недаром Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. И всё же, раз это собор, то наиболее богатой и изысканной его частью является иконостас и алтари.

Isaac_16

       В Исаакиевском соборе три алтаря. Главным является центральный во имя святого Исаакия Далматского. Алтарную часть от внутреннего помещения отделяет великолепный иконостас, возвышающийся во всю ширину собора в уровень со сводами. Его композиционному и архитектурному решению О. Монферран уделил особое внимание. В результате получилось грандиозное триумфальное сооружение, тесно связанное с общим обликом здания. В убранстве алтарей и иконостаса гармонично соединились живопись и мозаика, скульптура и богатое декорирование разноцветным облицовочным камнем. Яркой и запоминающейся особенностью в оформлении иконостаса являются 10 колонн из уральского малахита.

Isaac_17

       Центральную часть иконостаса прорезает высокая арка с Царскими вратами. Вход в алтарь обрамляют две колонны из афганского лазурита. Парадную арку над Царскими вратами венчает скульптурная группа «Христос во славе» (автор: П. Клодт, живопись: Т.Нефф), воплощающая канонический образ Иисуса Христа.

Isaac_18

       В соответствиис церковными канонами прямо над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря». Выполнена она в технике мозаики в 1879 — 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем по оригиналу С.А. Живаго. Выше её небольшая роспись «Моление о чаше» также С.А Живаго, русского живописца, академика Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Isaac_19

       Плафон над центральным алтарём расписал русский художник итальянского происхождения Ф.А. Бруни на тему «Страшного суда».
       В приоткрытые створки Царских врат виден нехарактерный для православных храмов витраж в алтарном окне. Сияние Иисуса Христа, облачённого в пурпурную мантию, придаёт алтарю торжественный вид. Этот витраж площадью 28.5 кв.м — один из самых больших в Европе, и уж наверняка самый большой в России.

Isaac_20

       Запрестольный образ «Воскресший Христос», изображенный на витраже,  был выполнен на Мюнхенской королевской мануфактуре в 1843 году мастером витражистом М.Э. Айнмиллером по рисунку художника Г.М. фон Гесса. Разрешение на изготовление витража в Мюнхене дал лично король Людвиг I. Главный иконостас Исаакиевского собора трёхярусный и несколько отличается от сложившейся к тому времени структуры. Каноническими являются пять образов- Богородица, Спаситель, большая храмовая икона, Тайная вечеря и композиция «Христос во славе».

Isaac_21

       В нижнем ряду справа от Царских врат по мере удаления от них расположены: «Христос с Евангелием» (оригинал А.Е. Бейдемана), «Святой Исаакий Далматский (оригинал Т.Неффа, о нём я рассказывал в заметке от 16 февраля с.г. «3. Исаакиевский собор — Большие двери»), «Святитель Николай».

Isaac_22

       Слева от Царских врат: «Скорбящая Богоматерь» (оригинал Х. Дузи), «Святой благоверный великий князь Александр Невский», «Святая великомученица Екатерина».

Isaac_23

       «Святой благоверный великий князь Александр Невский».
       Все иконы в иконостасе выполнены в технике мозаики. Перевод живописных икон в мозаичные начался ещё в 1851 году и продолжался до 1917 года. Связано это с тем, что архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора, понимал, что в таком огромном сооружении невозможно сохранять постоянную температуру и влажность в условиях петербургского климата, что пагубно скажется на сохранности живописных работ. Впрочем, есть мнение, что идея о мозаичных иконах принадлежит Николаю I, посетившему в 1846 году Рим. Там он обратил внимание на хорошее состояние мозаик по живописным работам, которые со временем пришли в плохое состояние.
       Главный иконостас по бокам от Царских врат прорезают арки, открывая вход в боковые приделы, в каждом их которых находятся малые иконостасы. Убранство приделов отличается красочностью, богатством материалов и совершенством исполнения.Справа находится придел во имя св. Екатерины.

Isaac_24

       Левее главного алтаря находится придел во имя святого Александра Невского. В этом приделе ведутся регулярные богослужения. А в великие православные праздники в главном алтаре собора проводятся Божественные литургии.

Isaac_25

       В Исаакиевском соборе находится икона «Богоматерь Тихвинская». Она является списком XVIII века с древней иконы. Её перенесли из Александро-Невской Лавры в 1859 году. В мае 1861 года на икону была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников». В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней. Сама же икона после создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах была убрана в запасники.

Isaac_26

       Только в майские дни 2002 года при подготовке к праздничному богослужению по случаю Дня города икону возвратили на своё законное место.

Isaac_27

       Её законное место находилось, и находится в настоящее время, напротив проповеднической кафедры.
       Возвращение чудотворной иконы воспринимается верующими как знаковое событие, связанное с консолидацией нашего общества, способствующее поиску самобытного, истинно российского пути для выхода из кризисной ситуации.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 8.8/10 (16 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +12 (from 14 votes)
4. Исаакиевский собор - Иконостас и чудотворная икона, 8.8 out of 10 based on 16 ratings 

One Response to “4. Исаакиевский собор — Иконостас и чудотворная икона”

  1. Александр написал:

    Икона изначально принадлежала семье православного старообрядца (единоверца). Единоверцы пытались добиться переноса образа в единоверческую церковь, но увы…
    То, что написано в сказании о ней — отчасти искажение правды.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 2.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +2 (from 2 votes)

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев