Памятник Анне Ахматовой на наб. Робеспьера
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
А.А. Ахматова, «Реквием»
18 декабря 2006 года, в 40-ю годовщину со дня смерти, на небольшой площади между набережной Робеспьера и Шпалерной улицы был открыт памятник Анне Ахматовой.
Прожив долгую, полную трагических событий жизнь, Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966) ещё в 20-х годах была признана классиком отечественной поэзии. Урождённая Горенко, Анна Андреевна считала своим предком по материнской линии ордынского хана Ахмата. Отсюда и псевдоним Ахматова, под котором она навсегда вошла в историю мировой культуры.
Творчество поэтессы при жизни подвергалось цензуре и замалчиванию, многие её произведения не публиковались не только при жизни, но и спустя десятилетия после смерти.
Трагические события в жизни Льва Николаевича Гумилёва (1912 — 1992), в последствие известного учёного, сына Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилёва, оставили яркий след в творчестве поэтессы.
Конкурсов на проект героине Серебряного века было несколько. Победителем стал проект скульптoрa Гaлины Дaдoнoвoй и aрхитектoрa Влaдимирa Реппo. Место установки памятника и воплощение образа авторы памятника связали с трагическим периодом в жизни поэтессы. В 1939 году в следственный изолятор «Кресты», находящийся на противоположном берегу Невы, как «враг народа» попал её сын. Вместе с сотнями других несчастных, она простаивала в очередях, чтобы увидеться с сыном, передать посылку.
Образ уходящей и оглядывающейся на тюрьму женщины позволил передать трагизм и безысходность момента. Хрупкая фигура и характерный поворот головы делают скульптуру легко узнаваемой.
На обратной стороне горизонтального гранитного блока памятника высечены имена авторов памятника и жителя нашего города Юрия Юрьевича Жорно, на средства которого и был установлен этот памятник. Хочется добавить, что на средства Ю.Ю. Жорно установлен и памятник Н.К. Рериху в Василеостровском саду — см. заметку «Памятник Н.К. Рериху» от 30 августа 2012 https://fotopitera.ru/2012/08/30/памятник-н-к-рериху/
В нижней части высокого постамента скульптуры, высота которой составляет 3.3 метра, высечены несколько строк из Эпилога «Реквиема» А.А. Аматовой:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
В нашем городе есть несколько памятников Анне Ахматовой. Но этот, на мой взгляд, самый удачный и выразительный. Просто надо не торопясь обойти его, а потом молча постоять, вглядываясь в изображение, вспоминая её стихи и трагическую судьбу…
Адрес: площадь напротив дома 41 по Шпалерной улице с видом на Неву и следственный изолятор «Кресты» на противоположном берегу.
Ближайшая станция метро: Чернышевская.
PS. Памятник Анне Ахматовой, памятник «Жертвам политических репрессий» и тюрьма «Кресты» на противоположном берегу Невы лежат на одной линии. И, в общем-то, их связывает нечто общее. Но в отличие от ужасных шемякинских сфинксов — и какое, кстати, сфинксы имели отношение к трагическому периоду нашего города и страны?! — простой по своей сути памятник поэтессе гораздно полнее оражает суть произошедшего.
И слова: «…И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною» оказывают гораздно более сильное эмоциональное воздействие, чем многочисленные надписи на плинтах шемякинских сфинксов. Но это, конечно же, сугубо моё мнение…
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев