Петергоф. Нижний парк

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: ПЕТЕРГОФ

Мировую известность и славу Петергофу принес Нижний парк со своими дворцами и фонтанами. Узкой полосой шириной в 500 метров протянулся он на 2 километра с запада на восток вдоль южного берега Финского залива. Петр I лично делал наброски и планы, определившие композицию и развитие своей загородной резиденции по образцу резиденции французского короля Людовика XIV в Версале. Причем, это были не общие требования, а подробные указания, где и какие породы деревьев высаживать, как разбивать аллеи и дорожки, осуществлять дренажную систему. При возможности сохранялись и произраставшие ранее участки леса. Садовники разбивали партерные цветники со сложными геометрическими узорами, украшавшие площадки вокруг фонтанов, Морского канала и перед дворцами. Их красоту легче всего оценить с высоты террасы перед Большим дворцом.

По обе стороны от ковша со знаменитым Самсоном находятся два одинаковых фонтана с большими круглыми бассейнами. Их начали сооружать в 1720-м году по указанию Петра I. Работы велись под руководством французских и итальянских мастеров. Отсюда и различие в названиях одинаковых фонтанов: западного — «Итальянский» (на фото), восточного — «Француский». В 1854 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера деревянные чаши и гранитные пьедесталы были заменены на мраморные. Позднее дно круглых бассейнов залили асфальтом.
Симметрично Морскому каналу на Марлинской аллеее находятся два однотипных фонтана: на западе — «Ева», на востоке — «Адам». В центрах восьмиугольных бассейнов установлены мраморные скульптуры библейских персонажей, дающие названия соответствующим фонтанам. Их автором является венецианец  Джованни Бонацца. Доставленные в Петергоф ещё в 1718 году, первоначально они служили просто парковыми скульптурами на месте будующих фонтанов. Фонтан «Адам» заработал осенью 1722 года. А «Ева» —  осенью 1726 года.

16 слегка наклонённых водомётов веером выбрасывают воду из основания пьедестала на высоту 7-ми метров, создавая впечатление нахождения скульптуры в центре цветка из водяных струй. Эти два фонтана единственные, сохранившие подлинное архитектурное и скульптурное решение с петровских времен.

У каждого фонтана находятся по 4 беседки. Такое обрамление площадок вокруг этих фонтанов было задумано ещё в первоначальном проекте 1721-ого года. За много лет существовало несколько их вариантов, меняющихся в соответствии с требованиями моды. Последним  был реализован проект архитектора Ф.П. Броуэра в 1802 году. Выполнены были трельяжные беседки из дерева, окрашены в зелёный и белый цвета, а элементы декора — в золотисто-жёлтый. В годы Великой Отечественной войны они были полностью уничтожены. Существующие в настоящее время восстановлены в соответствии с броуэровским проектом.

Естественно, расположенные рядом сувенирные павильоны не имеют к ним никакого отношения. Просто веяние нашего коммерческого времени и желание продать соответствующий товар многочисленным посетителям в местах их наибольшего скопления. Хотя, на мой взгляд, их следовало бы отнести подальше, чтобы не нарушать исторически сложившийся архитектурно-пейзажный ансамбль.
В западной части Нижнего парка находится и одно из интереснейших сооружений фонтанной архитектуры середины XIX века — «Львиный каскад». При создании Нижнего парка подразумевалось, что каждому дворцу должен соответствовать фонтанный каскад. Так, «Эрмитажу» — «Эрмитажный каскад». Это был единственный каскад, обустроенный не на склоне террасы, а а на равнинной части парка. Каскад был построен по проекту А.Н. Воронихина в 1799-1801 годах. «Эрмитажный каскад» украшали скульптуры Геркулеса и Флоры. Но через год их заменили на фигуры львов, отлитых из бронзы. И постепенно за каскадом закрепилось новое название — «Львиный каскад».
В1854-1857 годах каскад был полностью перестроен по проекту А.И. Штакеншнейдера. Из прежнего декора остались только фигуры двух львов. В прямоугольном бассейне размерами 30 на 18.5 метров находится бассейн меньших размеров, с трёх сторон окружённый колоннадой на гранитном цоколе. Общее число колонн ионического ордера из сердобольского гранита 14, высота каждой — 8 метров.

В центре внутреннего бассейна установлена скульптура «Нимфа Аганиппа». Бронзовые фигуры львов, из пастей которых бьют фонтаны воды, обращённые мордами друг к другу, установлены у разомкнутых крыльев колоннады. Между колоннами из плоских круглых чаш почти на всю их высоту бьют струи воды. Под каждой чашей установлены маскароны в виде голов речных нимф, через которые вода из верхнего бассейна переливается в нижний.

Во время Великой Отечественной войны каскад был взорван фашистами. 9 колонн были полностью разрушены, фигуры львов и большинство маскаронов похищено. Поэтому восстановление каскада шло долго, с большими трудностями. И только в августе 2000 году восстановленный «Львиный каскад» предстал в том виде, в каком его и задумывал великий А.И. Штакеншнейдер.

Поднимаясь от «Львиного каскада» к Верхнему саду, метрах в 50-ти от него находится несколько необычная скамья- памятник. Установлена в 1844-1847 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера в память младшей дочери Николая I и его жены Александры Фёдоровны Великой княгини Александры Николаевны (12.6.1825 — 29.7.1844). Портретный бюст работы И.П. Витали. Памятник восстановлен в 2000 году.

На аллее, идущей вдоль южного берега Марлинсного пруда, на высоту до 15 метров выбрасывают мощные струи воды два одинаковых фонтана. Построены они были в 1722-1724 годах. Для увеличения эффекта, по чертежам Петра I были изготовлены специальные насадки на выходные трубы водомётов. Проходя через них, столб воды становился не сплошным, как обычно, а полым внутри. При диаметре 30 сантиметров, с шумом бьющий вверх столб воды производил большое впечатление. Но при этом выявилась диспропорция между размерами бассейна и столба воды. Диаметр бассейнов увеличили до 25 метров, работы закончили в 1725 году. В таком виде фонтаны и предстают перед нами во всей своей мощи и красоте.

С середины XVIII века фонтаны известны под именем «Менажерные» — от французского menager — беречь, экономить.

Общий вид «Менажерных» фонтанов можно посмотреть на фотопанораме в заметке «Петергоф. Дворец Марли» от 5 сентября с.г.

В восточной части Нижнего парка также много известных дворцов, каскадов и фонтанов. Здесь же находится любимое детище Петра I — дворец Монплезир. Он лично распланировал и дал подробные указания по обустройству окружающей территории и фонтанной системы. В саду перед дворцом работают 5 фонтанов. Центральным является фонтан «Сноп», по сторонам от него располагаются четыре одинаковых по устройству, но отличающиеся по архитектурному оформлению фонтаны-колокола. Специальные насадки на выходные трубы заставляют потоки воды стекать вниз по сферическим поперхностям перевёрнутых чаш тонкой пеленой, напоминающей стеклянные колокола.

Совремернный вид фонтаны-колокола приобрели в начале XIX века, когда по моделям скульптора И.П. Мартоса были выполнены бронзовые скульптуры, копии с античных оригиналов I века до н.э. Установлены они на пьедесталы, имеющие вид метровой высоты каннелированных колонн. На фотографии — фонтан-колокол «Фавн с козлёнком.»
Между дворцом Монплезир и Марлинской аллеей находится Менаженейрый сад. Главными его достопримечательостями являются в настоящее время фонтан «Солнце» и два павильона. В 1718-1719 годах здесь был создан большой водоем. Поскольку пруд находился на территории существовавшего зверинца (менажерии), пруд получил название Менажерейного. В 1721-1723 годах в центре пруда был сооружён фонтан, который в дальнейшем несколько раз перестраивался. Существующий вид фонтана близок к тому, что создал архитектор Ю. Фельтен во второй половине XVIII века.

Прямоугольный бассейн больших для фонтанов размеров — 70 х 30 метров — выложен гранитными плитами. В центре установлена каннелированная бронзовая колонна высотой 3.5 метров. Колонну венчают три диска, по окружности которых в разные стороны, но в одной плоскости, бьют многочисленные струи воды. Тем самым создаётся иллюзия солнечного диска с бьющими лучами. Для полноты иллюзии колонна медленно вращается вокруг своей оси под действием водяного колеса, установленного в постаменте фонтана. На верхней поверхности круглого постамента, отделанного туфом , установлены 16 дельфинов, из которых также в разные стороны выбрасываются струи воды. Вся композиция фонтана «Солнце» символизируетсолнцеворот в природе.
Южнее дворца Монплезир на большой открытой площадке установлены два одинаковых фонтана, носящих название «Римские». Построены они были по проекту И. Бланка и И. Давыдова в 1738-1739 годах. Своё название фонтаны получили потому, что за основу проекта были взяты фонтаны перед собором Святого Петра в Риме.

Первоначально выполненные из дерева и свинца, под действием воды и времени к концу столетия фонтаны пришли в плачевное состояние. В дальнейшем, сохранив, формы и размеры, фонтаны были облицованы разноцветным мрамором, резные деревянные украшения заменили на отлитые из свинца. В годы войны фашисты очень сильно повредили фонтаны. В 1954 году фонтаны были восстановлены — обновили мраморную облицовку, утраченные элементы декора заново отлиты в бронзе.

Вот так «Римский» фонтан выглядел в 1977 году.
Высота фонтана превышает 10 метров. 5 водомётов наполняют верхнюю чашу. Переполняя её, вода стекает в нижнюю чашу большего диаметра, откуда падает в фигурный бассейн. Особенно эффектно «Римские» фонтаны смотрятся в безветренную погоду.
Между «Римскими» фонтанами и «Самсоном» в центре площади перед оранжереей находится ещё один красивый фонтан. Это фонтан «Оранжерейный», более известный как «Тритон». Его история начинается с 1726 года.  Первым его украшением была скульптурная группа «Сатир со змеёй», отлитая из свинца по модели Б.К. Растрелли. Композиция имела глубокий аллегорический смысл — в образе Тритона олицетворялась победа молодого русского флота в сражении при Гангуте 27 июля 1714 года. Центральную скульптурную группу дополняли четыре черепахи, из которых также фонтанировала вода. В 1876 году её заменили на скульптурную группу «Тритон с крокодилом», выполненной гальванопластическимспособом по рисунку Д. Иенсена. Как и все остальные, этот фонтан также был практически полностью разрушен — фонтанный бассейн взорван, все металлические фигуры похищены.

Фонтан восстановили в 1956 году. За основу был взят первоначальный вариант по сохранившимся  рисункам Б.К. Растрелли. Скульптурная группа в центре фонтана называется «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища». Хотя фонтаны с длинными названиями в быту называют коротко: «Самсон», «Тритон» — и так всем всё понятно.

На моей фотографии 1979 года видно, что не всегда скульптурная группа в центре фонтана и фигуры черепах были вызолочены, как в настоящее время…
По Нижнему парку очень приятно прост погулять. На его аллеях можно увидеть и духовые оркестры, музыканты которых одеты в старинную форму:

И выступления музыкантов на не совсем традиционных инструментах:

В прудах плавают не только многочисленные утки, но и лебеди:

Много белок. Которые совсем не боятся людей и спускаются с деревьев в надежде чем-нибудь полакомиться. И не безуспешно:

Зелёный массив Нижнего парка образуеют многочисленные породы. Сейчас, осенью, красиво смотрятся каштаны и дубы:

Выйдя на берег Финского залива, можно отдохнуть, посидев на огромных каменных валунах и полюбовавшись на отдыхающих чаек:

 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (5 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +5 (from 7 votes)
Петергоф. Нижний парк, 10.0 out of 10 based on 5 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев