Сампсониевский собор

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕЙ ЧЕТЫРЕХ СОБОРОВ, СОБОРЫ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ

Вряд ли ошибусь, если скажу, что Сампсониевский собор — наименее известный из всех, входящих в состав «Музея четырех соборов» государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Хотя история его строительства и культовой деятельности довольно интересна. Кроме того, это одно из самых старых зданий в нашем городе.

На месте, где в настоящее время стоит Сампсониевский собор, по указу Петра I в ноябре 1709 года была заложена церковь. И уже на следующий год она была освящена в честь святого Сампсония Странноприимца — в день этого святого, 27 июня 1709 года (по старому стилю), была одержана победа в одном из важнейших сражений петровской эпохи, битве под Полтавой.
Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макет:

StSs-04


Построили церковь около Выборгской дороги, по которой в те времена
вел путь во владения шведского короля.
Со временем церковь обветшала и от Святейшего Синода было получено разрешение на новое строительство. Перестройка деревянной церкви в каменный храм длилась с июня 1728 по 1740 гг. В 1737 году деревянную Сампсониевскую церковь разобрали и на ее месте построили каменную часовню.Столь долгий срок строительства связан как с финансовыми затруднениями, так и сложной политической обстановкой в России того времени. И только после окончательного возвращения столицы из Москвы в Петербург при императрице Анны Иоанновны работы были завершены.

StSs-05

Сампсониевский храм состоял из трех отдельно стоящих строений — собственно одноэтажной церкви с одноглавым куполом в центре крыши, колокольни и часовни. Архитектором храма, предположительно, считается П.А.Трезини, а вот архитектор колокольни, к сожалению, вообще неизвестен. Высота колокольни с крестом равна 37.5 метра.
Взамен старого колокола массой 150 пудов, который служил еще на старой деревянной колокольне, в Москве был отлит новый. 1 июня 1763 года церковный староста Михаил Яковлевич Лапшин-Грязновский передал его в дар. Масса колокола 400 пудов (6400 кг), диаметр — 2.2 метра, полная высота — 2.1 м. Большой колокол Сампсониевского собора является одним из самых больших из сохранившихся колоколов нашего города.
В 1761 году взамен одноглавого купола был сооружен  пятиглавый, а крыша церкви покрыта листовым железом. Высота церкви с центральным куполом и крестом равна 35.1 метра. С того времени, не смотря на многочисленные ремонтные и реставрационные работы, облик храма остался практически неизменным.

StSs-01

К празднованию 200-летия Сампсониевского храма в 1908 — 1909 годах под руководством архитектора А.П.Аплаксина были произведены наиболее значительные реставрационные работы. Каменная ограда с глухими деревянными щитами была заменена металлической решеткой изящного рисунка, которая позволяла оценить всю красоту храма. В арочном проеме колокольни также установили ажурные въездные ворота. Выполнены они по эскизам архитектора Н.Е.Лансере.

StSs-02

Тогда же, по проекту А.П.Аплаксина, была построена и новая часовня. Небольшая, площадью всего в 9 кв.м, в «растреллиевском стиле», она органично вписалась в архитектурный ансамбль.

StSs-03

Высочайшим повелением императора Николая II 17 марта 1909 года Сампсониевский храм получил статус собора Санкт-Петербурга.
27 июня 1909 года в день празднования 200-летия Полтавской битвы перед Сампсониевским собором был торжественно открыт памятник Петру I (подробно о нем см. в рубрике «Памятники Петру I» в 4-й заметке). Таким образом, был окончательно сформирован этот участок Выборгской стороны.

В 1980-х — 1990-х годах проводились большие ремонтные и реставрационные работы как внутри, так и снаружи собора.
И в день 290-летия победы под Полтавой, в 1999 году, Сампсониевский собор был открыт как музей-памятник. Поэтому во внутреннем помещение собора есть стенды и витрины, более соответствующие музею, а не культовому учереждению. Естественно, представлены материалы, посвященные Полтавской битве:

StSs-06

Несколько витрин и стендов отведено под материалы, посвященные истории строительства. Так, вышеприведенные фотографии макетов собора разных времен произведены именно со стендов, размещенных в приделе Иоанна Богослова. Приведены краткие биографические данные и фотографии религиозных деятелей, связавших свою судьбу с Смпсониевским собором:

StSs-07

Значительное место в экспозиции занимает малое Евангелие — «Новый Завет». Издан он был в 1703 году в типографии Киево-Печерской лавры и посвящен царевичу Алексею Петровичу. Использовался в Сампсониевском храме для совершения богослужений и треб. Несмотря на возраст, выглядит книга очень эффектно — толстый переплет заключен в деревянную обложку, обтянутую темнокрасным бархатом и украшенную позолоченной чеканкой:

StSs-08

Как и большинство небольших храмов — размеры Сампсониевского всего 44 на 24 метра — в нем всего один неф, простирающийся от входа до иконостаса. Функционально помещение состоит из трапезной, в которой расположены по бокам два придела, и основной части, завершающейся главным иконостасом.
Слева от входа расположен придел Иоанна Богослова:

StSs-09

Освящен придел во имя Иоанна Богослова 26 сентября 1733 года. Иконостас придела выполнен из дерева, окрашен в зеленый цвет и украшен позолоченной резьбой. Иконостас четырехярусный, его размеры: ширина 6.3 м, высота 7.4 м. 18 икон написаны тамперой по дереву. Интересно, что две из них помещены на северную часть стены:

StSs-10

Такое нарушение канонов по мнению А.П.Аплаксина подтверждает перенос иконостаса из старой деревянной церкви. К сожалению, 6 икон Царских врат утрачены. На арке придела Иоанна Богослова помещена икона XVIII века «Святой Сампсоний Странноприимец»:

StSs-11

Справа от входа расположен придел Архангела Михаила. Выбор названия придела во имя Архистратига Михаила, предводителя Небесного воинства, подчеркивало особое значение Сампсониевского храма как воинского. Придел был освящен 9 сентября 1733 года.
Иконостас придела Архангела Михаила выполнен в том же стиле, что и иконостас Иоанна Богослова, и имеет те же размеры:

StSs-12

Украшают иконостас 22 иконы, включая и 6 икон Царских врат с резными позолоченными рамами, которые относят к 1720-м годам.

На стенах трапезной размещены Лицевые Святцы.

StSs-13

Лицевыми на Руси назывались книги с изображениями людей. Лицевые Святцы представляют собой цикл календарных икон, наглядно представляющих церковные праздники и святых в течение года. Помещены они в резные деревянные золоченые рамы — всего 12 календарных икон, по одной на каждый месяц.

StSs-14

По Святцам можно определить своего святого покровителя, какой церковный праздник приходится на данный день.

Арку, разделяющую трапезную от главного придела, украшает настенная роспись русских художников начала ХХ века — копия Каплуновской Иконы, бывшей при воинах в день Полтвской победы.

StSs-15

Всю восточную стену главного придела занимает пятиярусный деревянный золоченый иконостас, выполненный в 1738 — 1739 годах. Его размеры: ширина 13.6 метра, максимальная высота 11.2 метра. К сожалению, авторство главного иконостаса не установлено.

StSs-16

Архитектурную и художественную ценность Главного иконостаса придают 42 резных киота, в которых размещены рукописные иконы, и 56 золоченых скульптур. Ни одни из не повторяются и являются самостоятельными произведениями искусства.

StSs-17

Сампсониевский собор обладает уникальной коллекцией иконописи. В начале ХХ века она насчитывала более 160 образов, размещенных в иконостасах, отдельных киотах и просто на стенах. Большинство  из них относятся к середине XVIII века. Что интересно, три из них подписаны, что вообще-то противоречит церковным канонам. Но благодаря этому нам известны имена иконописцев Т.Баженова, А.Квашнина и А.Поспелова. Работы по поиску и возврату, а также реставрации найденных продолжаются и по настоящее время.

StSs-18

Тихвинская икона Божией Матери. Предположительно !747 г. Дерево, темпера.

StSs-19

Слева: Святой Преподобный Сампсоний Странноприимец. Первая половина XVIII века. Дерево, темпера.
Справа: Святой Серафим Саровский. Начало ХХ века. Дерево, масло.

Несмотря на статус музея, Сампсониевский собор осуществляет и богослужебную деятельность. И если в обычное время вход в него платный, то во время праздничных богослужений и служб по субботним и воскресным дням — бесплатный.

Адрес Сампсониевского собора: Большой Сампсониевский проспект, 41, ближайшая станция метро «Выборгская».

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.3/10 (17 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +10 (from 10 votes)
Сампсониевский собор, 9.3 out of 10 based on 17 ratings 

2 комментария to “Сампсониевский собор”

  1. Alex написал:

    Скажите пожалуйста, где выставлены макеты этого собора? В Академии художеств?

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +2 (from 2 votes)
  2. Гончаренко Юрий написал:

    Alex. Макеты Сампсониевского собора разных времен представлены на стендах, посвященных его истории, внутри самого собора, конкретно, в приделе Иоанна Богослова, слева от входа.
    Юрий Константинович.

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев