Сампсониевский собор
Вряд ли ошибусь, если скажу, что Сампсониевский собор — наименее известный из всех, входящих в состав «Музея четырех соборов» государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Хотя история его строительства и культовой деятельности довольно интересна. Кроме того, это одно из самых старых зданий в нашем городе.
На месте, где в настоящее время стоит Сампсониевский собор, по указу Петра I в ноябре 1709 года была заложена церковь. И уже на следующий год она была освящена в честь святого Сампсония Странноприимца — в день этого святого, 27 июня 1709 года (по старому стилю), была одержана победа в одном из важнейших сражений петровской эпохи, битве под Полтавой.
Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макет:
Построили церковь около Выборгской дороги, по которой в те времена
вел путь во владения шведского короля.
Со временем церковь обветшала и от Святейшего Синода было получено разрешение на новое строительство. Перестройка деревянной церкви в каменный храм длилась с июня 1728 по 1740 гг. В 1737 году деревянную Сампсониевскую церковь разобрали и на ее месте построили каменную часовню.Столь долгий срок строительства связан как с финансовыми затруднениями, так и сложной политической обстановкой в России того времени. И только после окончательного возвращения столицы из Москвы в Петербург при императрице Анны Иоанновны работы были завершены.
Сампсониевский храм состоял из трех отдельно стоящих строений — собственно одноэтажной церкви с одноглавым куполом в центре крыши, колокольни и часовни. Архитектором храма, предположительно, считается П.А.Трезини, а вот архитектор колокольни, к сожалению, вообще неизвестен. Высота колокольни с крестом равна 37.5 метра.
Взамен старого колокола массой 150 пудов, который служил еще на старой деревянной колокольне, в Москве был отлит новый. 1 июня 1763 года церковный староста Михаил Яковлевич Лапшин-Грязновский передал его в дар. Масса колокола 400 пудов (6400 кг), диаметр — 2.2 метра, полная высота — 2.1 м. Большой колокол Сампсониевского собора является одним из самых больших из сохранившихся колоколов нашего города.
В 1761 году взамен одноглавого купола был сооружен пятиглавый, а крыша церкви покрыта листовым железом. Высота церкви с центральным куполом и крестом равна 35.1 метра. С того времени, не смотря на многочисленные ремонтные и реставрационные работы, облик храма остался практически неизменным.
К празднованию 200-летия Сампсониевского храма в 1908 — 1909 годах под руководством архитектора А.П.Аплаксина были произведены наиболее значительные реставрационные работы. Каменная ограда с глухими деревянными щитами была заменена металлической решеткой изящного рисунка, которая позволяла оценить всю красоту храма. В арочном проеме колокольни также установили ажурные въездные ворота. Выполнены они по эскизам архитектора Н.Е.Лансере.
Тогда же, по проекту А.П.Аплаксина, была построена и новая часовня. Небольшая, площадью всего в 9 кв.м, в «растреллиевском стиле», она органично вписалась в архитектурный ансамбль.
Высочайшим повелением императора Николая II 17 марта 1909 года Сампсониевский храм получил статус собора Санкт-Петербурга.
27 июня 1909 года в день празднования 200-летия Полтавской битвы перед Сампсониевским собором был торжественно открыт памятник Петру I (подробно о нем см. в рубрике «Памятники Петру I» в 4-й заметке). Таким образом, был окончательно сформирован этот участок Выборгской стороны.
В 1980-х — 1990-х годах проводились большие ремонтные и реставрационные работы как внутри, так и снаружи собора.
И в день 290-летия победы под Полтавой, в 1999 году, Сампсониевский собор был открыт как музей-памятник. Поэтому во внутреннем помещение собора есть стенды и витрины, более соответствующие музею, а не культовому учереждению. Естественно, представлены материалы, посвященные Полтавской битве:
Несколько витрин и стендов отведено под материалы, посвященные истории строительства. Так, вышеприведенные фотографии макетов собора разных времен произведены именно со стендов, размещенных в приделе Иоанна Богослова. Приведены краткие биографические данные и фотографии религиозных деятелей, связавших свою судьбу с Смпсониевским собором:
Значительное место в экспозиции занимает малое Евангелие — «Новый Завет». Издан он был в 1703 году в типографии Киево-Печерской лавры и посвящен царевичу Алексею Петровичу. Использовался в Сампсониевском храме для совершения богослужений и треб. Несмотря на возраст, выглядит книга очень эффектно — толстый переплет заключен в деревянную обложку, обтянутую темнокрасным бархатом и украшенную позолоченной чеканкой:
Как и большинство небольших храмов — размеры Сампсониевского всего 44 на 24 метра — в нем всего один неф, простирающийся от входа до иконостаса. Функционально помещение состоит из трапезной, в которой расположены по бокам два придела, и основной части, завершающейся главным иконостасом.
Слева от входа расположен придел Иоанна Богослова:
Освящен придел во имя Иоанна Богослова 26 сентября 1733 года. Иконостас придела выполнен из дерева, окрашен в зеленый цвет и украшен позолоченной резьбой. Иконостас четырехярусный, его размеры: ширина 6.3 м, высота 7.4 м. 18 икон написаны тамперой по дереву. Интересно, что две из них помещены на северную часть стены:
Такое нарушение канонов по мнению А.П.Аплаксина подтверждает перенос иконостаса из старой деревянной церкви. К сожалению, 6 икон Царских врат утрачены. На арке придела Иоанна Богослова помещена икона XVIII века «Святой Сампсоний Странноприимец»:
Справа от входа расположен придел Архангела Михаила. Выбор названия придела во имя Архистратига Михаила, предводителя Небесного воинства, подчеркивало особое значение Сампсониевского храма как воинского. Придел был освящен 9 сентября 1733 года.
Иконостас придела Архангела Михаила выполнен в том же стиле, что и иконостас Иоанна Богослова, и имеет те же размеры:
Украшают иконостас 22 иконы, включая и 6 икон Царских врат с резными позолоченными рамами, которые относят к 1720-м годам.
На стенах трапезной размещены Лицевые Святцы.
Лицевыми на Руси назывались книги с изображениями людей. Лицевые Святцы представляют собой цикл календарных икон, наглядно представляющих церковные праздники и святых в течение года. Помещены они в резные деревянные золоченые рамы — всего 12 календарных икон, по одной на каждый месяц.
По Святцам можно определить своего святого покровителя, какой церковный праздник приходится на данный день.
Арку, разделяющую трапезную от главного придела, украшает настенная роспись русских художников начала ХХ века — копия Каплуновской Иконы, бывшей при воинах в день Полтвской победы.
Всю восточную стену главного придела занимает пятиярусный деревянный золоченый иконостас, выполненный в 1738 — 1739 годах. Его размеры: ширина 13.6 метра, максимальная высота 11.2 метра. К сожалению, авторство главного иконостаса не установлено.
Архитектурную и художественную ценность Главного иконостаса придают 42 резных киота, в которых размещены рукописные иконы, и 56 золоченых скульптур. Ни одни из не повторяются и являются самостоятельными произведениями искусства.
Сампсониевский собор обладает уникальной коллекцией иконописи. В начале ХХ века она насчитывала более 160 образов, размещенных в иконостасах, отдельных киотах и просто на стенах. Большинство из них относятся к середине XVIII века. Что интересно, три из них подписаны, что вообще-то противоречит церковным канонам. Но благодаря этому нам известны имена иконописцев Т.Баженова, А.Квашнина и А.Поспелова. Работы по поиску и возврату, а также реставрации найденных продолжаются и по настоящее время.
Тихвинская икона Божией Матери. Предположительно !747 г. Дерево, темпера.
Слева: Святой Преподобный Сампсоний Странноприимец. Первая половина XVIII века. Дерево, темпера.
Справа: Святой Серафим Саровский. Начало ХХ века. Дерево, масло.
Несмотря на статус музея, Сампсониевский собор осуществляет и богослужебную деятельность. И если в обычное время вход в него платный, то во время праздничных богослужений и служб по субботним и воскресным дням — бесплатный.
Адрес Сампсониевского собора: Большой Сампсониевский проспект, 41, ближайшая станция метро «Выборгская».
Сампсониевский собор, 2 комментария to “Сампсониевский собор”
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев
Март 11th, 2010 at 21:10
Скажите пожалуйста, где выставлены макеты этого собора? В Академии художеств?
Март 11th, 2010 at 23:32
Alex. Макеты Сампсониевского собора разных времен представлены на стендах, посвященных его истории, внутри самого собора, конкретно, в приделе Иоанна Богослова, слева от входа.
Юрий Константинович.