Храм Воскресения Христова
Всего в 500-х с небольшим метрах от Невского проспекта вверх по течению Екатерининского канала (канала Грибоедова) на левом его берегу возвышается храм, своей архитектурой резко контрастирующий с рядом стоящими зданиями. Это храм Воскресения Христова, известный еще и как Спас на Крови. Возведен он на месте смертельного ранения императора Александра II, произошедшее 1 марта 1881 года.
Проект храма принадлежит церковному архитектору А.А. Парланду и архитектору-архимандриту Игнатьеву, в миру Ивану Васильевичу Малышеву. Последнему же принадлежит и название будущему храму — Воскресение Христова. В последствии Игнатьев отошел от строительства, которое и осуществил Альфред Александрович Парланд. Закладка храма состоялась 6 октября 1883 года. Торжественное освящение храма — 19 августа 1907 года.
По желанию императора Александра III храм построен в стиле русской архитектуры допетровской эпохи и напоминает своим обликом московский собор Василия Блаженнного. Неповторимый для Петербурга силуэт создают 9 куполов, 4 из которых золоченые.
5 куполов храма покрыты цветной эмалью общей площадью около 1000 квадратных метров. Максимальная высота Спаса на Крови 79.8 метров.
Мозаичное убранство храма общей площадью более 7000 квадратных метров является его главной особенностью. Как во внешнем, так и во внутреннем убрансте нет ни одной живописной работы — только мозаика из смальты. Вся она выполнена мастерами первой в России частной мастерской братьев Фроловых — только их работы, в отличие от итальянских и Академии художеств выдержали испытание сурового питерского климата.
Южный фасад храма — со стороны Невского проспекта — украшает икона Николая Кошелева «Христос во славе». Справа от величественной фигуры Спасителя образ святого Николая Мерликийского. Слева — образ святого князя Александра Невского с моделью храма в руках, что указывает на причину возведения храма.
Цоколь храма украшен 20-тью мемориальными досками из темнокрасного норвежского гранита с описанием основных дат из жизни императора Александра II.
Все доски, как и сам храм, отреставрированы, за одним исключением — ее фотографию можно посмотреть в рубрике ПАМЯТНИКИ, заметка «27 января 1944-2010 гг».
После событий октября 1917 года храм стал обычным приходским, а после закрытия Исаакиевского собора некоторое время был даже кафедральным собором. Но в 1930 году его закрыли, а в 1931 года областная комиссия по вопросам культов приняла решение о его разборке. Но как-то не торопились, начачалась война. В блокаду в храме был устроен морг. В 60-х годах прошлого столетия была предпринята последняя попытка уничтожить храм. Однако, в 1968 году Спас на Крови берется под охрану государства и передается на баланс музея «Исаакиевский собор». Началась длительная реставрация, почти 20 лет здание простояло в строительных лесах — в одной из своих песен наш ленинградский бард Александр Розенбаум пел в то время: «…мечтаю снять леса со Спаса на крови…» И только в 1997 году после завершения основных восстановительных работ храм принял первых посетителей, вернув себе статус музея-памятника.
Осмотрев храм Воскресения Христова снаружи, покупаем билеты и входим во внутрь. Характерной особенностью храма является то, что в его внутреннее пространство включено место покушения на Александра II (храм по всей своей ширине как бы вдвигается в русло Екатерининского канала, частично перегораживая его течение).
Именно над этим местом по проекту А.А.Парланда и сооружена сень.
Выполнена она из полудрагоценных камней мастерами Екатеринбургской и Петергофской гранильных, а также Колыванской шлифовальной фабрик.
Сохранился фрагмент набережной площадью около 4-х квадратных метров, несколько звеньев ограды, камни мостовой, на которых лежал истекающий кровью император.
Внутри храма больше всего поражает, что практически все площади стен, колонн, пилонов, сводов покрыты мозаичными иконами, панно, пространство между которыми украшено разнообразными орнаментами. Лично для меня это самое поразительное — бывал во многих подобных культовых учреждениях, и не только у нас; обязательно находятся пустые пространства стен, сводов. (Особенно это касается католических)…
32 художника со своими мастерскими, традициями и стилями украшали храм. Разнообразие сюжетов просто удивительно. Сцены Рождества, земные деяния Христа, сцены распятия и воскрешения…
Южная стена. Слева направо два панно по оригиналу И.Ф. Порфирова «Явление ангелов пастырям» и «Рождество Христово». Далее «Сретенье» Валериана Отмара.
Северная стена. Крайняя левая работа Андрея Рябушкина «Призвание апостола Матфея». Далее работа В. Отмара «Беседа Христа с самарянкой».
Отдельный художественный интерес представляет пол храма. Он набран из разноцветных пород итальянского мрамора и явлется единым из не повторяющихся своими узорами 45 ковров. Толщина их порядка 5 миллиметров. Поэтому открыта, да и то только для просмотра, его центральная часть в центре храма под куполом. Пол, где ходят посетители, укрыт ковровыми дорожками.
«Воскрешение Лазаря». Мозаика по оригиналу Михаила Титова.
«Воскрешение сына вдовы Наинской». Мозаика по оригиналу В.И. Отмара.
Всего на иконах и панно изображены более 250 ликов святых и причисленных к ним известных исторических личностей.
«Святые первоверховные апостолы Петр и Павел». Мозаика по оригиналу Василия Беляева.
«Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир». Мозаика по оригиналу Николая Шаховского.
Великолепный иконостас по рисунку и модели А.А. Парланда из разноцветных итальянских мраморов выполнен в Генуе. Темнокрасный понизу, по мере продвижения вверх становится светлобежевым. Отчего тонкая резьба по мрамору создает полное впечатление резьбы по дереву.
Иконостас украшают мозаичные иконы. Крайняя правая — «Сошествие во ад» по оригиналу Михаила Нестерова.
Слева от иконостаса находится северный киот.
Центральное его место занимает особо почитаемая икона «Святой благоверный великий князь Александр Невский». Мозаика выполнена по оригиналу М. Нестерова. Интересной особенностью является икона в иконе — князь изображен молящимся перед иконой Божьей Матери.
В правом верхнем углу приведены слова, сказанные Александром Невским перед битвой со шведами: «Не в силе бог, а в правде».
Центральное место южного киота справа от иконостаса занимает икона «Воскресение». Интересно, но это единстаенная мозаика, на которой я обнаружил автора набора — «Силивановичъ 1901 г съ Нестерова».
Хотя, абсолютно в этом я не уверен, может, и на некоторых других мозаиках есть отметки авторства — я ведь мог и пропустить, не говоря уж про мозаики под сводами храма — не рассматривать же их в бинокль…
Южный киот выполнен в 1904 году, северный — в 1906. Оба они по рисункам и моделям А.А. Парланда, материалом для них послужили розовый орлец, коргонский порфир, ревневская, орская и аушкульская яшма.
Своды под куполами украшены мозаиками по оригиналам Николая Харламова.
Мозаика малых куполов «Спас Эммануил» и «Богоматерь».
Плафон центрального купола украшен традиционным Пантократором. Очень яркий и впечетляющий образ создал Н.Н. Харламов.
На фоне голубого звездного неба, с глазами, устремленные на нас, освещенный светом через многочисленные окна, Христос как бы парит на огромной высоте…
На выходе из музея-храма установлен стенд, на котором показана история строительства и реставрации.
В киосках можно приобрести разнообразную литературу соответствующей тематики и лазерный диск «Храм Воскресения Христова (Спаса на крови)» — значительную часть информации для написания этой заметки я почерпнул из него, кроме, разумеется, фотографий.
Адрес музея-храма «Спас на крови»: набережная канала Грибоедова, 26. Время работы с 11:00 до 19:00 (летом с 10:00 до 19:00).
Храм Воскресения Христова,
One Response to “Храм Воскресения Христова”
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев
Февраль 21st, 2010 at 11:30
Качественная работа. Жаль, что нельзя развернуть на весь экран.