«Авангарденс» В Михайловском саду

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: САДЫ, СКВЕРЫ И ПАРКИ

В июне в нашем городе прошёл ежегодный, уже X Юбилейный Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России». Проводится он силами Русского музея на его территории — в Михайловском саду. Тема выставки садово-паркового искусства 2017 года — «Авангарденс/Avantgardens». Довольно резко звучащее слово ‘Авангарденс’ — составное из слов ‘авангард’ и ‘гарденс’ (сады). На открытии фестиваля директор Русского музея Владимир Гусев сказал: «В Русском музее самая большая и самая полная в мире коллекция русского авангарда, и сегодня мы посвящаем фестиваль авангарду». Кроме того, поскольку 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии, в экспозициях фестиваля была затронута и экологическая тема.

Всего было представлено более полусотни композиций, отражающих по задумкам авторов идею фестиваля.
Оригинально была раскрыта тема экологии. Её главным героем стало самое старое дерево в Михайловском саду — дуб. Дуб этот был посажен в эпоху императрицы Елизаветы Петровны и растёт уже 271 год! В 2014 году его внесли в Реестр старовозрастных деревьев России и присвоили звание «Дерево-памятник живой природы».

Ствол дуба обвит красными гирляндами — «кровеносными сосудами». Из рядом стоящей колонки раздаётся мерный пульсирующий звук биения сердца сада.
Цель инсталляции «Сердце сада» галереи Ольги Подольской — привлечь внимание людей к теме экологии.
Перед дубом находится инсталляция «Открой себе мир! — 2» той же галереи Ольги Подольской.

Инсталляция представляет собой большой круг из синих пластиковых бутылок, выложенный на Масляном лугу сада. По помосту красного цвета можно пройти в центр инсталляции, чтобы оценить масштаб ущерба, наносимого нами природе. Синий цвет пластиковых бутылок выбран потому, что это один из любимых цветов художников русского авангарда. Кроме того, синий цвет ассоциируется с предупреждением — именно в таком значении он используется в знаках дорожного движения.

«Колесо образования студии «Хмель».
В своей работе они попытались привлечь внимание к утилизации и вторичным использованием отходов. Акцент сделан на автомобильных покрышках. Каждый год прекращают свою эксплуатацию миллионы тонн покрышек и шин и только 25% из них применяются вторично. Вот как их можно использовать в ландшафтном дизайне или на детских площадках хотя бы в виде качелей и по казал в своей инсталляции студия «Хмель». Из личных наблюдений могу добавить, что часто вижу на участках вдоль трасс вырезанных из покрышек лебедей и другой узнаваемой живности.

Теме экологии посвящена инсталляция «До последней черты» — совместный проект Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Урожай» и Питомника декоративных растений «Святовит». Красные стрелки часов показывают временной переход от пышной хвойной растительности к искусственному газону.

«Исчезающие виды» — совместная композиция компании «Ландшафтика», ландшафтного дизайнера Анастасии Золотовой и скульптора Александра Сушникова.
Сделанный из гвоздей Красный волк символизирует вымирающий вид, который сейчас всеми силами пытаются сохранить. Демонстрируемая композиция уголка дикой природы призывает сохранять чистоту природы и её обитателей.

Проект «К» представлен кафедрой дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). Инсталляция отображает многоплановое пространство, где зрители становятся активными участниками творческого процесса. «Чёрный квадрат» К. Малевича — плоская одноцветная фигура. Но, может быть, это передняя сторона чего-то большого, например, куба? Посетителям предлагается выйти за пределы видимого, сместив точку зрения. Внутри куба оборудован маленький кинозал.
Кроме этого коллектива и другие участники фестиваля предложили свое видение произведений самых известных авангардистов.

«Арт-фасад» представил композицию «Казимир Малевич. «Супрематизм №58. Жёлтое и чёрное», в основе которой работа К. Малевича, написанная в 1916 году. Ритм картины основан на цвете и геометрии. Картины художников-супрематистов не просто геометрические плоские фигуры, но и множественные идеи и смыслы. Композиция компании «Арт-фасад» составлена таким образом, что в определённой точке зрения её элементы как бы соединяются и посетители видят изображение картины художника.

Придя домой, нашёл в Интернете изображение картины Малевича «Супрематизм №58. Жёлтое и чёрное». Картина в настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Написана она маслом на холсте, её размер 70,5×79,5 см. Мелких фигур на картине больше, чем в композиции «Арт-фасада», да и цветовая гамма и их взаимное положение отличается. Вот если бы за композицией установить ещё белый щит-фон, то да, с некоторыми допущениями можно было бы в композиции увидеть саму картину художника…

Композиция Дзембак Натальи Михайловны «По мотивам К. Малевича». Выполнена она по мотивам работ Каземира Малевича в период создания им нового направления — супрематизма, представляет собой два декоративных полотна размером 120х400 см, закреплённых растяжками между деревьями. Дополнена двумя декоративными кубами — большим на земле и меньшим на растяжках над ним.

Цветкова Наталия представила композицию из четырёх бабочек под названием «Эффект бабочки». Бабочки созданы на ручном ткацком станке из полиэтиленовых пакетов. Выбор цветового решения основан на теории Василия Кандинского, одного из родоначальников русского авангарда. Бабочка «День» выполнена в жёлтых, синих и фиолетовых цветах, что создаёт игру противоположных цветовых движений. Бабочка «Ночь» выполнена в жёлтых и чёрных цветах со вставками зелёного цвета и символизируют покой.

Композиция филиала Русского музея в Малаге «Путь авангарда». Предлагается окунуться в мир искусства авангарда, пройти среди произведений В. Кандинского, получить ответ на вопрос — что есть ЦВЕТ в его работах. У него определённые фигуры имеют соответствующее цветовое воплощение. Треугольнику соответствовал ЖЁЛТЫЙ, означавший динамику, СИНИЙ круг соответствовал спокойствию, КРАСНЫЙ квадрат — цвет огня, движение внутри себя. БЕЛОЕ и ЧЁРНОЕ обозначали все цвета сразу или же полное уничтожение цвета. Картины В. Кандинского очень сложны для понимания без справочников или подсказок искусствоведов.

«Помни о тени — новый монументализм» Игоря Баскина — это образы прошлого, трансформированные в сознании художника.

«Экология революции: переустройство мира – 2» — композиция школы дизайна DH и компании «Vallente». Идеологи русского авангарда предложили проект сотворения нового мира из природного хаоса. Дикую природу, врага и соперника следовало покорить и подчинить себе. Доминанта экспозиции — взлетающий красный аэроплан. Но его образ решён в экологическом ключе — на его крыльях растения, зелёный десант, готовый внедриться в агрессивную городскую среду. Достижения научно-технического прогресса должны встать на службу экологическим целям.

Главный посыл зрителю — экологическая ситуация требует от человека новых революционных решений. К этому призывают надписи на полу композиции: «Верни долг природе! Посади растение!» и «Хочешь работать? Лопата рядом!»
Главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева пообещала перед фестивалем, что посетители смогут не только увидеть, «пощупать» авангард, но даже понюхать его.

На одной из аллей Михайловского сада были расставлены тумбы с колбами, в которые «пойманы» запахи духов, посвященных Кандинскому, Малевичу, Елене Гуро, Павлу Филонову, Николаю Суетину, Михаилу Матюшину и другим мастерам русского авангарда. Проект представлен Гильдией парфюмеров и Музеем парфюмерии.
Аромат «Василий Кандинский» С 16-го раза создала парфюмер Оксана Чернышёва. «Я взяла за основу цветовую гамму Кандинского, который описывал зеленый цвет как стабильный и привнёс в него цвета, которые движутся — синий и желтый. Зеленый раскрывается сначала желтым, а затем уходит в синий и затягивает в себя».
В этом же проекте парфюмеры представили серию ароматов «Именем революции», в которую вошли духи «Товарищ Маузер», «Матрос Железняк», «Клара и Роза», «Петроград», «Анархист».

Запах революционного Петрограда состоит, по мнению парфюмеров, из дыма, гари, воды, грохота выстрелов, свободы и перемен.

Каждый аромат создан из большого количества входящих ингредиентов.

ООО «Арт-Мольберт» представило композицию «Прогулки». Арт-объект представляет собой ряд последовательно установленных концентрических фигур. При определённом ракурсе они составляют стилизованное изображение красного цветка.

Вадим Борисович Григорьев-Башун представил композицию «Трансформация дерева». Обычные деревянные колобашки, предназначенные для сжигания, в руках художника превращаются в произведения искусства, а не увеличивают количество копоти и дыма в атмосфере.

Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге и «К-РАУТА» в своей инсталляции «Диалоги» приглашает поразмышлять на тему русского авангарда и напоминает о длительном культурном взаимодействии Финляндии и Санкт-Петербурга. Центральная часть композиции представляет собой круглую площадку-клумбу, созданную по мотивам картины В. Кандинского «Круги в круге» (1923 год), как дань уважения художнику. Цветовая гамма растений и их расположение на клумбе относительно друг друга выбраны максимально близко к прототипу.

Молодые подопечные Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат №7» под руководством автора проекта Натальи Куликовой создали клумбу в стиле супрематизма.

Перфоманс-объект «Посадка саженцев авангарда». Игорь Баскин, АвантГарденинг.

Кто хотел, мог поучаствовать в интерактивном квесте по выставке.

У павильона Росси был представлен парад ранее проводимых проектов.
Среди представленных проектов и инсталляций были удачные и оригинальные. Были и неудачные. Искусство авангарда очень сложно для понимания. Вся его геометрия, острые углы, яркие кричащие порой цвета, на мой взгляд, плохо вписываются  в гармонию ухоженного Михайловского сада и прекрасным классическим фасадом Михайловского дворца — Русским музеем.
По заявлению организаторов, фестиваль посетили порядка 50 000 человек. Не сказал бы, что много. По крайней мере, среди моих знакомых, которые регулярно ранее посещали фестивали садово-паркового искусства «Императорские сады России», некоторые, узнав тему настоящего, на этот раз не пошли.

PS.   Я не являюсь большим знатоком, да и любителем авангардного искусства. И чтобы у читающих сей обзор не сложилось превратного обо мне впечатления, говорю — практически все пояснения к инсталляциям и композициям взяты мной из поясняющих информационных стендов около каждого из них. Без них многое для меня осталось бы непонятным…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)


Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев