Малоохтинский парк и скульптуры в нём

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: ПАМЯТНИКИ, ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ И СКУЛЬПТУРЫ, САДЫ, СКВЕРЫ И ПАРКИ

1960 год считается годом появления в нашем городе Малоохтинского парка. Само название парка указывает на то, что находится он на Охте, а конкретно — между реками Нева и Охта. Имеющий в плане вид неправильного четырёхугольника, с севера он ограничен улицей Республиканская, с востока — проспектом Шаумяна, с юга — Перевозным переулком и с запада — Новочеркасским проспектом. Площадь Малоохтинского парка составляет 7 га.

MalP_01

Вид Малоохтинского парка с северного искусственного художественно оформленного невысокого холма — скорее, своеобразной смотровой площадки — вдоль Новочеркасского проспекта. За деревьями виден 8-миэтажный дом 15 по Перевозному переулку.
С августа 2007 по ноябрь 2008 года по проекту архитектора о. Шолоховой в Малоохтинском парке проводились работы по его реконструкции и благоустройству.
В 2011 году в Санкт-Петербурге проходил второй Симпозиум на тему: «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды». В симпозиуме, посвящённом Году Италии и Испании в России, приняли участие 34 скульптора. Все участники симпозиума были награждены дипломами Комитета по градостроительству и архитектуре и памятными подарками. Жюри особо отобрало 8 работ, которые было решено установить в Малоохтинском парке. 13 октября 2011 г. в нём состоялось официальное открытие выставки городской скульптуры, которая действует по настоящее время. Предлагаю пройти по парку и ознакомиться с представленными работами.

MalP_02

1. Автором «Terra Italia» является Борисов Сергей Петрович. Композиция представляет собой глыбу из красного гранита. Художественно обработанная, её отполированная часть поверхности действительно напоминает силуэт Италии, с детства знакомый по картам. Правда, я не сразу заметил это. Вот если бы скульптор установил свою работу вертикально, то тогда даже при беглом взгляде можно было отождествить её с Италией, давшей мировой культуре гениальных художников, скульпторов, архитекторов…

MalP_03

2. Вердияну Дмитрий Алексеевич представил свою работу под названием «Итальянская Матрона».

MalP_04

В его воплощении матрона — почтенная немолодая женщина, олицетворяющая покой, терпение и ожидание.
       3. Проходя по аллее парка вдоль Новочеркасского проспекта, трудно понять, что изображает эта невысокая гранитная композиция:

MalP_05

И только обойдя её с другой стороны, видишь весьма фривольную, но обычную жизненную сцену. Эта скульптурная группа Демидовой Светланы Владимировны так и называется — «Любовники».

MalP_06

Вообще-то, трудно представить столь ярко выраженные отношения в общественном месте, которым является парк. Прямо «итальянские страсти» — может, именно тема симпозиума, Год Италии и подсказали скульптору выбор сюжета для своей работы?…

MalP_07

4. Скульптура Шорова Олега Назимовича называется «Италия». Не знаю, не знаю… Первое, что приходит в голову, так это то, что у некоторых дошедших до нас старинных статуй действительно отсутствуют руки. Хотя, те статуи стоящие. А в такой позе, правда, с руками, изображали женщин на своих полотнах итальянские художники…

MalP_08

5. В центре небольшой открытой лужайки установлена скульптура «Дали созерцающий». Её автор — Фатхулина Антонина Евгеньевна. Именно эта работа получила первую премию от жюри конкурса.
Вид сбоку  слегка напоминает один из символов Испании — быка. Но при взгляде спереди рога превращаются в усы, а изображение приобретает вид запрокинутой вверх головы. Ну, Дали так Дали. Но вот материалы для скульптуры, предназначенной для установки на открытом воздухе, а не в музейном зале, выбраны неудачно. Скульптуру, на мой взгляд, очень портят следы ржавчины, оставляемой от стекающей с «усов» воды частых в нашем городе дождей…

MalP_09

Один из видов северо-западной части Малоохтинского парка. На переднем плане виден «Дали созерцающий». В глубине парка справа в тени — «Итальянская Матрона».

MalP_10

Неподалёку от скульптуры «Дали созерцающий» находится скульптура, установленная в октябре 2012 года. Это «Облако», одна из пяти работ, отобранных жюри третьего Симпозиума по городской скульптуре на тему: «Год России». Без пояснений автора, скульптора Виктора Грачёва, мне было непонятно, что же он изобразил. Вот его описание скульптуры, которое я нашёл в интернете: «Скульптура — образное отражение нашей истории, в которой грозы и спокойствие сменяют друг друга, но Россия не прекращает свое существование, что символизирует в моей скульптуре маленький домик, которого не касается молния».

MalP_11

6. «Римская копия греческого оригинала» скульптора Лотоша Роберта Абрамовича — наверное, самая понятная для восприятия из представленных работ.

MalP_12

В такой постмодернистской манере скульптор изобразил хорошо всем знакомый образ Геракла Фарнезского. Жителям нашего города он хорошо известен даже людям, далёким от мира искусства — его статуи стоят в Александровском саду, на ступенях лестницы Михайловского замка, в ЦПКиО им. С.М. Кирова.

MalP_13

На передней грани постамента латинскими литерами высечена надпись «HERCULES  MMXI» — «Геркулес  2011». Сзади на верхней грани постамента нанесена авторская надпись: «Р. Лотош». Кстати, далеко не на всех скульптурах указано авторство, я уж не говорю о названии — стесняются, что ли?!

MalP_14

7. Пройдя по тротуару Новочеркасского проспекта вдоль Малоохтинского парка, неподалёку от «Дали созерцающего» и «Облака» видна непонятная, по крайней мере для меня, скульптура. Это «Фламенко» Грачёва Виктора Константиновича, которую жюри Симпозиума признало третьей.
А вот с этой точки зрения при сильном воображении можно представить двух закружившихся в танце:

MalP_15

Пройдя мимо «Фламенко» по аллее вглубь парка, выходим к небольшому искусственному пруду. На его берегу лежит последняя, восьмая скульптура.

MalP_16

8. Называется эта работа Гаврилова Виктора Александровича «Венеция». В зависимости от точки зрения на неё, действительно, можно найти сходство или с гондолой или с венецианской маской. И, кстати, «Венецию» жюри Симпозиума «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды» признало второй. Хотя, установленная на необработанные каменные бруски, смотрится она не ахти. Ну, это на мой взгляд…

MalP_17

В южной оконечности Малоохтинского парка устроен искусственный пруд. Ориентированный с юга на север, он имеет вид двух маленьких круглых озёр, соединённых небольшой протокой. Посередине северного озерка устроен малюсенький круглый, густо засаженный кустарником и деревом, островок. Берега пруда от осыпания защищены каменными плитами.

MalP_18

Вода в замкнутом пруду непроточная. Поэтому к концу лета сильно «цветёт». И пруд приобретает не очень приглядный вид. Вот так выглядела в самом конце августа южная оконечность Малоохтинского парка со стороны Перевозного переулка.

PS.   Работы, отобранные по итогам четвёртого Симпозиума по городской скульптуре, представлены в саду «Нева»:
http://fotopitera.ru/2013/11/01/новые-памятникм-в-саду-нева/

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (7 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +9 (from 9 votes)
Малоохтинский парк и скульптуры в нём, 10.0 out of 10 based on 7 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев