Памятный знак на месте собора Введения во храм Пресвятой Богородицы
После перевода Семёновского полка из Москвы в Санкт-Петербург в первой половине XVIII века был принят план обустройства Семёновской солдатской слободы в месте пересечения Большой Загородной улицы (совр. Загородный проспект) с Введенским каналом. Как полагалось, построили и небольшую деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 1836 году началось строительство первой в России железной дороги. Тогда же выяснилось, что старая церковь мешает строительству. Поэтому в январе 1837 года император Николай I издал Высочайший рескрипт о строительстве новой полковой каменной церкви «в старинном русском стиле» на противоположной стороне Загородного проспекта. План и проект разработал архитектор Константин Андреевич Тон, который незадолго до этого разработал проект московского храма Христа Спасителя, очень понравившийся императору.
22 августа 1837 года в торжественной обстановке была заложена новая каменная пятиглавая церковь для лейб-гвардии Семёновского полка. К концу 1839 года здание было построено, но ещё почти два года продолжалась его отделка. 21 ноября 1842 года в присутствии императора Николая I церковь была освящена.
Как она выглядела на фоне старого Царскосельского вокзала, даёт представление сохранившаяся акварель И.И. Шарлемана. Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) был известным в своё время зодчим, академиком архитектуры, но наибольшую известность он получил как прекрасный рисовальщик в технике акварели. После себя он оставил около 40 изображений архитектурных ландшафтов нашего города, представляющих значительный исторический интерес.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы представляла собой крестообразное в плане здание, увенченное крупной центральной главой и четырьмя малыми по углам. В работе по внешнему и внутреннему убранству совместно с К.А. Тон принимали участие многие известные скульпторы и художники того времени. В церкви хранились полковые знамёна лейб-гвардии Семёновского полка, мундиры императоров Александра I и Николая I, Высочайше пожалованные полку. Внутри на стенах были помещены мраморные доски с именами павших в боях офицеров.
На фотографии Н.Г. Матвеева видно, как церковь выглядела в 1900 году (фотоархив ИИМК РАН — Институт Истории материальной культуры Российской Академии наук).
Позднее в церковь поместили мраморные гробницы офицеров, павших во время восстания в Москве в 1905 году и командира полка генерала-майора Г.А. Мина, убитого террористкой в 1906 году.
В 1913 году церковь обрела статус собора.
С весны 1915 года в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы стали хоронить офицеров полка, павших на полях сражений Первой мировой войны.
После революции 1917 года собор повторил судьбу многих других религиозных сооружений. Весной 1932 года его закрыли, а уже весной следующего года здание собора было снесено. В 1934 году территорию соседнего Введенского сада расширили, включив в него место, ранее занимаемое собором.
Очередной поворот в судьбе собора произошёл в конце прошлого века. По распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 5 мая 1998 года «Об установлении памятных знаков на месте утраченных культовых сооружений», было принято решение на месте уничтоженного собора установить памятный знак.
Который и был торжественно открыт 1 июня 2003 года. Вид памятного знака с центральной аллеи Введенского сада.
Вид памятного знака при взгляде из-за ограды со стороны Загородного проспекта. Установлен он в центре невысокой насыпи, оформленной в виде круглой цветочной клумбы.
Памятный знак разработал коллектив в составе: скульптор – А.Г.Дема, архитекторы – Н.Н.Соколов, С.Л.Михайлов, И.В. Вержбицкая.
Имеет вид архитектурной композиции, состоящей из круглой слегка конусообразной колонны, установленной на кубическое основание. Материалом является серый полированный гранит. На верху колонны высотой 6.3 метра установлен позолоченный крест. При этом общая высота памятного знака достигает 11.7 метров.
Вид на памятный знак из глубины Введенского сада; на противоположной стороне Загородного проспекта за деревьями видно 3-х этажное жёлтое здание, в первом этаже которого размещён наземный вестибюль станции метро «Пушкинская».
На всех четырёх гранях гранитного кубического основания установлены бронзовые картуши, раскрывающие смысл памятного знака.
При обходе по часовой стрелке, начиная со стороны, обращённой к Загородному проспекту, последовательно видны:
Надпись на картуше: «Здесь, завершив дела земные, свои знамёна полковые, не посрамив, Богатыри, во славу матушки России покой свой вечный обрели».
На картуше в обрамлении лавровых ветвей приведено изображение с подписью: «Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы 1842».
Надпись на картуше: «Памятный знак этот установлен на месте собора Введения во храм Пресвятой Богородицы Лейб-гвардии Семёновского полка. Архитектор К.А. Тон».
PS. В последнее время стали озвучиваться пожелания некоторых граждан и организаций (в частности, суворовцев) о восстановлении собора. По мне, так этого делать не стоит — это будет очередной неодухотворённый новодел. Какой-то очередной виток «разрушить и построить новое»…
Мой блог находят по следующим фразам
- геруш бабаев
- часовня святителя спиридона тримифунтского
- где играют уличные музыканты в питере
- памятник чайке в питере
- 300 лет питеру от урала
- измайловский сад скульптуры
- фотографии и фотопанорамы Санкт-Петербурга
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев