Подводная лодка Д-2 «Народоволец» — филиал ЦВММ

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ

       В 1994 году на Васильевском острове, на берегу Ковша Галерного фарватера открыли мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 «Народоволец». Комплекс является уникальным памятником истории отечественного подводного кораблнстроения 20-30-х годов прошлого века, филиалом Центрального Военно-Морского музея Санкт-Петербурга. Вся его экспозиция посвящена истории подводной лодки Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.

D-2_01

       Сама подводная лодка была установлена на этом месте ранее, в 1989 году.
       Д-2 «Народоволец» является одной из первых серийных подводных лодок молодого советского Военно-Морского флота. Заложили её 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 19 мая 1929 — дата спуска на воду. 6 сентября 1931 года был подписан приёмный акт. 11 октября 1931 года вошла в состав Балтийского флота.

D-2_02

       Кроме основного вооружения подводных лодок — торпедно-минного, эти подводные лодки имели и артиллерийское — первоначально включало одно носовое 102-мм орудие и один 45-мм кормовой полуавтомат ПВО. В ходе последующих модернизаций перед боевой рубкой установили 100-мм орудие, способное вести и зенитную стрельбу.

D-2_03

       В движение подводные лодки серии «Д» приводились двухвинтовой силовой установкой, состоящей из двух дизелей и двух электромоторов.
       В наземном одноэтажном здании мемориального комплекса подводной лодки Д-2 «Народоволец» всего два зала, так как основой экспозиции является сама подводная лодка.

D-2_04

       В первом зале приобретаются входные билеты (и билеты на возможность фотографирования), расположен гардероб. Немногочисленные экспонаты — различное вооружение, документы, личная форма подводников, макеты и картины на стенах — подготавливают посетителей к последующему осмотру.
       Подводные лодки серии «Д» имели двухкорпусную конструкцию. Внутренний прочный корпус имел веретенообразную форму. Внешний лёгкий корпус определял характерный внешний вид. Пространство между прочным и лёгким корпусами  делилось на шесть пар цистерн главного балласта. Прочный корпус разделялся переборками на семь отсеков, отсчёт которых начинался с носового.
       Осмотр подводной лодки Д-2 «Народоволец» начинается с седьмого кормового отсека. Здесь размещались электродвигатели, являвшимися главными двигателями подводного хода. А также электродвигатели экономического хода, которые обеспечиали дальность плавания под водой около 160 миль со скоростью 2.9 узлов. Находились здесь рулевые приводы, в частности, штурвал управления вертикальным рулём, вспомогательные механизмы, кормовая дифферентная система, а в потолке отсека — совмещённый погрузочный люк торпед и входной люк.

D-2_05

       Здесь же находятся и два горизонтально установленных в ряд торпедных аппарата без запасных торпед, на их крышках цифры 7 и 8. Действительно, «Народоволец» был вооружён восемью торпедными аппаратами калибра 533 мм — шестью носовыми и двумя кормовыми. Торпеды выпускались с помощью сжатого воздуха, отсюда и множество манометров на бронзовых трубах торпедных аппаратов.
       Все отсеки подводной лодки, как и её внешний вид, воссозданы с макимально возможной точностью так, как они выглядели в годы Великой Отечественной войны.

D-2_06

       Экскурсантам не стали облегчать переходы из отсека в отсек, устанавливая в переборках двери. Сохранены оригинальные круглые лазы диаметром 800 мм с закрывающимися с помощью кремальерного клинового устройства круглыми металлическими дверями.

D-2_07

       (На себе испытал, что для перемещения из отсека в отсек требуется сноровка, обретаемая тренировками. Хоть никто не торопил — не боевая же тревога, — но несколько раз «приложился» головой и плечами к острым металлическим элементам интерьера и механизмов).

D-2_08

       В каждом отсеке огромное количество всевозможных рубильников, приборов, механизмов. И ещё большее уважение испытываешь к воинскому нелёгкому труду моряков. Условия службы и быта на подобных подводных лодках были весьма суровыми. Даже маленькие по размерам койки моряков (которых, оказывается, было меньше числа членов экипажа), буквально втиснуты между различными механизмами и торпедными аппаратами.

D-2_13

       В шестом отсеке установлены двигатели внутреннего сгорания — дизели, которые служили главными двигателями надводного хода. Советская машиностроительная промышленность того времени не могла создать необходимые дизели, которые по своим энергетическим и массогабаритным характеристикам отвечали бы требованиям проекта. Поэтому на подводных лодках проекта «Декабрист» использовали дизели мощностью 1100 л.с., закупленные в Германии для тепловозов.
       Три отсека — пятый, третий и второй — являлись аккумуляторными. Аккумуляторные батареи размещались в так называемых аккумуляторных ямах. Над ними находились жилые помещения.
       Четвёртый отсек являлся главным постом управления и живучести подводной лодки. Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система управления и погружения. В нижней части отсека размещался артиллерийский погреб на 120 снарядов калибра 100 мм.

D-2_14

       Над отсеком находилась цилиндрическая прочная рубка диаметром 1.7 м, являвшейся частью прочного корпуса. Рубка имела два люка. Верхний — для выхода на ходовой мостик, нижний — для сообщения с центральным постом. Конструктивно рубка обеспечивала жёсткую опору для двух перископов. Командирский перископ предназначался для осмотра обстановки в горизонтальной плоскости. Зенитный перископ предназначался для осмотра воздушной обстановки. Кроме всего прочего, рубка при необходимости могла служить шлюзовой камерой для выхода личного состава наружу.

D-2_12

       В освобождённых аккумуляторных ямах установлены стены. Фотографии и документы повествуют о славном боевом пути подводной лодки «Народоволец», членах её экипажа.
       Личных кают для экипажа не было, только три специализированных рабочих места (если можно так сказать).

D-2_09

       Штурманская. Демонстрируются навигационная карта и приборы, с помощью которых осуществлялась прокладка курса подводной лодки.

D-2_11

        Над аккумуляторной ямой в третьем отсеке размещались жилые помещения командного состава и камбуз. Чтобы в такой стеснённой обстановке приготовить что-нибудь вкусненькое, на мой взгляд, кок должен был обладать специфическими способностями.

D-2_10

       Над аккумуляторной ямой во втором отсеке размещалась радиорубка. Для обнаружения вражеских надводных кораблей и подводных лодок на расстоянии до 3-6 миль в условиях плохой видимости или нахождении под водой, имелась гидроакустическая аппаратура и шумопеленгатор с 16 приёмниками.

D-2_16

       Самым большим по объёму был первый — носовой торпедный — отсек. В нём размещались 6 торпедных аппарата, по три с каждого борта — 1-й, 3-й. 5-й с правого борта, 2-й, 4-й, 6-й — соответственно, с левого. Кроме того, в отличие от кормового отсека, здесь на стеллажах размещались запасные торпеды, по одной на каждый аппарат. В отсеке размещался торпедозагрузочный механизм и электромотор привода надводного якоря и носовых горизонтальных рулей.
       Первый отсек служил также жилым помещением для личного состава, являясь и столовой и спальней. Более того, сам обеденный стол ночью являлся спальным местом.

D-2_15

       Общую картину дополняют всякие механизмы, указатели, трубопроводы и штурвалы различных размеров.
       Ниже находится ещё одно помещение в подводной лодке, переоборудованное под демонстрационные стенды. Они знакомят посетителей с историей проектирования и строительства подводной лодки.

D-2_17

       Мне кажется, имеет смысл привести некоторые сведения.      
       По проекту серии I/Д «Декабрист» всего были построены 6 подводных лодок — 3 на Балтийском заводе в Ленинграде и 3 на Николаевском заводе. Все они были заложены весной 1927 года и сданы в эксплуатацию в 1930-1931 году. Первоначально все они имели собственные имена: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». В сентябре 1934 года им присвоили буквенно-цифровые наименования Д-1…Д-6, соответственно.

       ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 («НАРОДОВОЛЕЦ»)
— Водоизмещение: надводное — 938 т, подводное — 1361 т
— Длина: 76,6 м
— Ширина наибольшая: 6,4 м
— Осадка: 3,6 м
— Число и мощность главных двигателей: дизельные — 2х1100 л.с.; электрические — 2х525 л.с.
— Скорость наибольшая: надводная — 16.3 узлов, подводная — 9,5 узлов
— Автономность: 40 суток
— Система регенерации воздуха обеспечивала непрерывное пребывание под водой в течение 72 часов
— Предельная глубина погружения: 90 м
— Экипаж: первоначально насчитывал 47 человек, в последствии увеличился до 53 человек
— Вооружение: торпедное — 8х533-мм торпедных аппаратов, 14 торпед; артиллерийское — 1х100-мм орудие, 120 снарядов; ПВО — 1х45 мм, 120 снарядов

       По окончании осмотра выход из подводной лодки осуществляется через первый носовой отсек.

D-2_18

       В наземном здании мемориального комплекса посетителей ожидает ещё один зал, на стенах и стендах которого также демонстрируются фотографии и документы, посвящённые действиям советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.
       Время работы филиала Центрального Военно-Морского музея подводной лодки Д-2 «Народоволец» видно на представленной ниже фотографии:

D-2_19

       Стоимость посещения музея:
— взрослые – 150 руб.,
— пенсионеры — 100 руб.,
— учащиеся – 50 руб.,
— Фотосъёмка — 150 руб.
       Осмотр экспозиции возможен как самостоятельный, так и в сопровождении экскурсовода.

       PS.  Из шести построенных подводных лодок проекта «Д» погибли четыре.
       Д-1 — во время учений  из-за аварии в ноябре 1940 года. Д-3, Д-4, Д-6 — во время Великой отечественной войны.
       Д-5 «Спартаковец» воевала в составе Черноморского флота. После войны её переформировали в опытную подводную лодку. В середине 1950-х годов была исключена из состава ВМФ и разобрана. И только Д-2 сохранилась до наших дней.

D-2_20

       Д-2 «Народоволец» в 1931-1933 годах входила в состав Морских сил Балтийского моря. В 1933-1939 годах входила в состав Северной Военной Флотилии, совершила несколько дальних походов. Во время которых прошла несколько тысяч миль, из которых более полутысячи под водой, выдержала 9-ти бальный шторм. В сентябре 1939 года вернулась на Балтику для капитального ремонта. Из-за начала Великой Отечественной войны вернуться на Север уже не могла и в августе 1941 года была включена в состав Краснознамённого Балтийского флота. В ходе войны Д-2 «Народоволец» совершил 4 боевых похода, произвёл 12 торпедных атак с выпуском 19 торпед. При этом достоверно потоплен один транспорт и повреждён один железнодорожный паром.
       В июне 1956 года лодка была исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. При этом и внешний вид и внутреннее оборудование были значительно изменены. В конце 1960-х годов группа ветеранов-подводников выступила с предложением превратить Д-2 в музей. Но только в августе 1986 года было подписано постановление, разрешающее создать на её базе музей. 8 июля 1989 года подводная лодка Д-2 «Народоволец» была установлена как памятник на берегу Васильевского острова. 2 сентября 1994 года состоялось торжественное открытие филиала Центрального Военно-Морского музея – Подводная лодка «Народоволец».

       PPS.  Лично я с большим интересом посетил этот музей. Думаю, интересен он будет и для родителей с детьми, особенно мальчишек — ну где ещё можно лазить где угодно, трогать и крутить всякие ручки, штурвальчики, глазеть в перископ. Ведь в отличии от большинства музеев, где вообще ничего трогать нельзя, здесь можно практически всё…

Мой блог находят по следующим фразам

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.9/10 (17 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +15 (from 15 votes)
Подводная лодка Д-2 "Народоволец" - филиал ЦВММ, 9.9 out of 10 based on 17 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев