Апрель 04, 2011
Музей «Комендантский дом»
Опубликовал: Гончаренко Юрий : Категория: МУЗЕИ
На территории Петропавловской крепости свои экспозиции демонстрируют несколько музеев. Так, в Коменданском доме демонстрируется экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда 1703-1918».
Как и положено, в крепости должен быть комендантский дом. И первый, деревянный, был построен еще в 1704 году. Затем он неоднократно перестраивался. В 1743-1746 годах по пректу военного инженера Х. де Марина был построен каменный комендантский дом, внешний вид которого в основном сохранился до наших дней.
Музейная экспозиция начинается с зала, в котором рассказывается об истории создания герба Санкт-Петербурга.
В этом же зале хранится и символический ключ от нашего города, созданный в 1770 году. В последствии, в 1830 году, символический ключ был доработан и выглядит он вот так:
Экспозиция музея представлена многочисленными предметами, документами, макетами и очень интересна.
В соответствии с объявленной тематикой, переходя из зала в зал, посетители музея знакомятся с историей возникновения и развития Санкт-Петербурга. Начиная с древнейших времен:
Макет шлиссербургской крепости Орешек, какой вид она имела в XVI-XVIII веках:
Город быстро строился, что нашло свое отражение на плане 1716 года:
Хотя на представленном выше макете землянки видно, в каких ужасных условиях жили первостроители города.
Гиповый бюст Петра I работы французской портретистки Мари-Анн Колло, 1768-1770 годов.
В зале №5 воспроизведен жилой интерьер первой четверти XVIII века:
Санкт-Петербург стоит на берегу моря, что нашло своё отражение и в экспонатах музея. В зале, оформленном в виде корабельного трюма, представлен якорь второй половины XVIII века
и корабельный фонарь XVIII века.
Вот как в 1780-х годах выглядел парадный мужской костюм. В этом же зале представлены и предметы мелкой пластики первой половины XIX века.
Чернильный набор императора Александра I, который использовался при подписании Тильзитского мирного договора с Францией 25 июня 1807 года.
Воссоздана обстановка Парадного зала, в котором декабристам был оглашен приговор.
Мраморными плитами и стелой, на которой выбиты имена и фамилии декабристов, обозначено это историческое место.
С нашим городом связано возникновение железнодорожного пассажирского транспорта в России.
Модель паровоза Царскосельской железной дороги образца 1837 года.
Всё-таки различные механические весы, гири и разновесы выглядят очень красиво:
Предметы быта XIX века.
Так выглядела ванная комната.
Различные измерительные приборы на заре электричества.
Да, это вам не современные цифровые мультиметры. Но глядя на эти где-то наивные, но трогающую мою душу приборы, осознаешь стремительность прогресса:
Зал, знакомящий с историей развития городского транспорта.
На макете представлен вид Знаменской площади — ныне площадь Восстания, — который она имела в начале ХХ века. Так как в центре площади виден памятник, значит, это после 28 января 1909 года, когда был открыт памятник императору Александру III. Сейчас на его месте стоит Обелиск «Городу-герою Ленинграду», торжественно открытый 8 мая 1985 года.
А на месте Знаменской церкви с голубыми куполами, снесенной в 1936 году, в настоящее время стоит павильон метро «Площадь Восстания».
Предметы быта начала ХХ века.
Все-таки старинные светильники и часы выполняли не только свои прямые функции, но и внешним видом доставляли эстетическое удовольствие.
В зале возникновения и развития фотографии в Петербурге.
Экспозиция музея заканчивается залом, в которм представлены портреты царской семьи и макет особняка Кшесинской, каким он выглядел летом 1917 года. С марта по июль в нем размещались Центральный и Петроградский комитеты партии большевиков, проводились конференции под руководством В.И. Ленина. 4 (17) июля В.И. Ленин в последний раз выступил с балкона особняка. 6 июля особняк был захвачен войсками Временного правительства, все его помещения и личные вещи и драгоценности Матильды Кшесинской были разграблены.
PS. Сама же М. Кшесинская, лишившаяся всего состояния, эмигрировала в 1920 году. Несмотря на столь бурную жизнь прожила 99 лет, скончавшись в Париже в 1971 году. Матильда Кшесинская была первой и единственной примой-балериной Мариининского театра. К ее творчеству относились по разному, порой несправедливо и предвзято, в основном из-за образа её жизни вне сцены. Когда вспоминают о балеринах прошлого, чаще всего называют имя Анна Павлова. Но вот Морис Петипа по таланту и исполнению на первое место ставил Матильду Кшесинскую. В последний раз Матильда Кшесинская выступила в Лондоне в возрасте 64 лет, исполнив «Русскую». Да как! Её вызывали на бис 18 раз, все проходы были завалены цветами…
Музей "Комендантский дом",
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев