Собор Владимирской иконы Божией Матери

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: СОБОРЫ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ

В месте, где под небольшим углом соединяются два современных проспекта, Владимирский и Загородный, находится Владимирская площадь. На ней стоит величественный храм — собор Владимирской иконы Божией Матери.

Как он выглядел немногим более 100 лет назад, видно на фотографии К. Буллы 1910-13 годов.

Собор является архитектурным памятником XVIII века. И что интересно, до сих пор не установлено его авторство. Известно, что построен он на месте деревянной церкви. В 1748 года в ней был освящён престол во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Вскоре деревянная церковь обветшала и в 1756 году императрица Елизавета I разрешила жителям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. При ней же были готовы планы и чертежи новой церкви. Но строительство по разным причинам откладывалось. К закладке фундамента приступили только в 1761 году, когда престол заняла императрица Екатерина II. Полностью же строительство было завершено через 22 года. 8 ноября 1768 года был освящен нижний храм, а верхний — 9 апреля 1783 года.
Если авторство храма неизвестно, то автор отдельно стоящей к северу от него колокольни известен. Это известный архитектор и живописец Джакомо Антонио Кваренги. Трёхъярусная круглая колокольня в стиле классицизма была построена в конце 1780-х годах.
Одновременно со строительством каменного храма преображалась и прилегающая территория. Именно тогда и возникла площадь, называвшаяся первоначально Торговая.

Картина Фердинанда-Виктора Перро «Церковь Владимирской Божьей матери», написанная в 1841 году в жанре городского пейзажа XIX века, даёт представление, как выглядели в то время церковь и площадь.
В 1848  году по проекту архитектора Франциска Ивановича Руска колокольня была надстроена на один ярус.

Именно в таком виде она и сохранилась до настоящего времени. Высота звонницы колокольни — 40,5 метров, основания креста — 64,1 метра. Общая высота колокольни — 68 метров.

Поскольку авторство здания церкви документально не установлено, то и памятной доски на нём нет. А вот на стене колокольни изнутри церковного сада памятная доска, посвящённая авторству и этапам её строительства, есть.

С площади можно войти в небольшой церковный сад. В нём много зелени, весь он какой-то уютный, благостный.

Посмотрите, даже божья коровка прилетела в церковный сад. Интересно, что само название этих жуков указывает на принадлежность к некоему божественному персонажу.
«Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, чёрного и белого — только не горелого» — вспомнилась из детства присказка…
Изнутри сада здание церкви выглядит не менее величественно.
По своей композиции церковь Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание. Купола покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан высоким куполом с люкарнами.

Наружное убранство выполнено в стиле пышного и нарядного барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проёмы оформлены декоративными наличниками. Луковичный вид куполов, характерный для российских церквей, символизирует образ пламенной молитвы, горение свечи. Пять глав — центральная выше всех и четыре нижние, равные между собой – в честь Христа и четырех евангелистов.

В настоящее время у северного фасада храма внутри церковного сада устроены две передвижные наземные звонницы, поскольку при храме с 2000 года действует школа звонарей. Учащиеся школы знакомятся с уставом колокольных звонов, их видами, а на практических занятиях осваивают сольное и ансамблевое исполнение звонов, развивают слух, ритм, обучаются нотной грамоте. Школа готовит звонарей для храмов Петербурга, известных и новоосвящённых, храмов Ленинградской области, храмов иных православных епархий как Российской Федерации, так и стран СНГ.

Вблизи можно рассмотреть художественно отлитые колокола, украшенные изображениями святых и вязью надписей.

А если повезёт оказаться здесь в определённое время, то можно послушать мастерство звонарей. Высокий перезвон малых колоколов ведёт мелодию. Низкие ритмичные «бум-бум-бум» большого колокола задают темп исполнения. Всё вместе просто завораживает. Многие прохожие останавливались послушать, прильнув к ограде — вход в церковный сад при этом закрыт. Не удержался я и записал видеоролик — собственно, вышеприведённое фото является стоп-кадром из видео.

Двухэтажный западный притвор церкви с портиком в классическом стиле, обращенным в сторону Владимирской площади, был возведён в 1830-1831 годах по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова.

Над входом в храм на ограждении неглубокой лоджии установлена надвратная икона Владимирской Божьей Матери.
В 1850—1853 годах по проекту Ф.И. Руска вокруг церкви были сооружены ограда и две часовни в стиле барокко, выходящие на площадь. Площадь с 1844 года и поныне называется Владимирской.
Первоначально купола были крашеные и только в 1886 году они были покрыты золотом.

Вид на собор и южную часовню на углу Владимирской площади и Кузнечного переулка.
Деятельность Владимирской церкви тесно связана с именами известных людей.
В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А.С. Пушкина), поэт самолично присутствовал на отпевании.
В последние годы своей жизни прихожанином Владимирской церкви был писатель Ф.М. Достоевский, теперь здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.
Такие широко известные люди, как Н.А. Некрасов, Н.А. Римский-Корсаков, А.И. Куприн, Л.Н. Гумилёв также были её прихожанами.
Одно время старостой церкви был один из предков выдающегося русского мыслителя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
В 1932 году храм был закрыт. В 1933 году были сброшены с колокольни и переданы «Металлолому» колокола. Позолота с куполов была смыта, а сами они покрашены чёрной краской. Его помещения использовались под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки. Здесь действовал строительный трест, работало трикотажное производство.
Наконец, в августе 1989 года после многих десятилетий отчуждения и запустения церковь Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома была передана ленинградской Епархии. 7 апреля 1990 года было совершено освящение храма.
В 2000 году храму присвоили статус собора, дающийся навечно и не подлежащий пересмотру.

Вот так Владимирский собор выглядел в 2001 году.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге владеет копией Владимирской иконы Божьей матери. Оригинал с 1999 года хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее. Икона находится в особом пуленепробиваемом киоте, внутри которого поддерживается необходимая температура.
В результате проведённых проектных и реставрационных работ Владимирский собор в настоящее время выглядит прекрасно. В течение последних лет проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2019 году.

Адрес: Владимирский проспект, 20.
Официальное название: Собор Владимирской иконы Божией Матери.
Обиходное название: Владимирский собор.
Конфессия: православие.
Епархия: Санкт-Петербургская Епархия.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 6.4/10 (29 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +14 (from 22 votes)
Собор Владимирской иконы Божией Матери, 6.4 out of 10 based on 29 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев