Выставка «Наша слава — Русская Держава»
В нашем городе проводится выставка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко. Приурочена она к 50-летию художника и 35-летию его творческой деятельности. Выставка под девизом: «Наша слава — Русская Держава» работает в Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади.
На ней представлено более ста работ живописца. Основа экспозиции – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории.
Прямо на входе перед посетителями предстаёт огромная картина «Избавление от смуты». Размеры картины, написанной в 2012 году, в год 400-летия окончания Смуты на Руси, действительно поражают — 480 х 830 см.
Чтобы не пороть отсебятину, в дальнейшем я буду приводить выдержки из аннотаций устроителей выставки к некоторым картинам, закавычивая их и выделяя цветом (чтобы не соревноваться с искусствоведами и не быть плагиатором).
«Сюжетом произведения стал подвиг народного героя, гражданина Козьмы Минина в битве с интервентами под стенами Кремля 24 августа (3 сентября) 1612 года. Ополчение князя Дмитрия Пожарского было последним, что могла выставить изнывающая от многолетних распрей, стоящая на краю пропасти Россия. Князь Пожарский дал Минину отряд из трёхсот конных дворян, при которых состояли ополченцы и стрельцы«.
«Нижегородский гражданин, сжимая в руке флаг князя Пожарского с изображением Спаса Нерукотворного и Архангела Гавриила, повёл на врага ратников. Эти всадники во главе с Козьмой Мининым совершили подвиг подобно трёмстам спартанцам и трёмстам библейским воинам Иисуса Навина. В результате короткого боя произошло невозможное: семнадцатитысячное войско во главе с гетманом Ходкевичем, одним из лучших полководцев Европы, в мистическом ужасе бежало к Смоленску. Это событие стало началом избавления России от Смуты. Картина выполнена в традициях русского и европейского реализма, вызывая ассоциации с классическими батальными произведениями«.
Слева от картины «Избавление от смуты» выставлены ещё две картины, посвящённые Смутному времени. Обе написаны в 2009 году, одна из них «Молитва Сусанина», другая — «Клятва князя Пожарского».
«С большим трудом граждане России смогли собрать при помощи нижегородского купца Козьмы Минина второе ополчение. Военная власть над русским воинством была вручена князю Дмитрию Пожарскому в древнем городе Ярославле, где несколько месяцев простояло народное ополчение, собирая силы для освободительного похода на Москву. На картине «Клятва князя Пожарского» изображён момент, когда князь во время ярославского стояния молитвенно обращается к горним, то есть небесным, силам с просьбой о помощи в святом деле освобождения Русской земли. Полотно «Клятва князя Пожарского» было повторено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в технике мозаики и установлено в виде монумента в центре Ярославля в год тысячелетнего юбилея города«.
«Картина «Молитва Сусанина» посвящена последнему периоду Смутного времени. В начале 1613 года юный Михаил Романов готовился стать новым русским царём. Большие и малые отряды поляков рыскали по всей России в поисках будущего царя. Один из таких отрядов оказался совсем близко от Михаила Романова, заняв его родовое имение в Костромской земле — село Домнино. Старостой в этом селе и был Иван Сусанин. Поляки стали принуждать его выдать им царя. Сусанин сделал вид, что согласен показать место в лесу, где скрывается Михаил Романов. Польский отряд немедленно бросился на его поиски, взяв в качестве проводника Ивана Сусанина. Русский герой завёл поляков в непроходимое болото, пожертвовав своей жизнью во имя спасения царя. На картине изображён момент последней молитвы русского крестьянина. Враги уже начали подозревать своего проводника, ещё несколько минут и, обезумев от ярости, что не могут добраться до будущего Самодержца, они казнят Сусанина. Что он чувствовал и чему молился в эти последние мгновения?! Легендарная личность простого крестьянина Ивана Осиповича Сусанина стала с тех пор в России символом самопожертвования«.
Справа от картины «Избавление от смуты» выставлены две картины, уводящие ещё дальше в глубь веков.
Картина «Игумен земли Русской», коим является преподобный Сергий Радонежский, была написана Василием Нестеренко к 625-летию Куликовской битвы, в 2005 году.
Картина «Нил Столобенский» написана в 2003 году. «Нил Столобенский — великий подвижник Русской Церкви, получивший дар предвидения и чудотворения. Преподобный Нил известен в истории Русской Церкви подвигом несидения и нележания. Стяжав дар чудотворения, старец помогал людям обрести духовное и телесное здоровье«.
Если о Сергии Радонежском я кое-что и ранее знал, то о Ниле Столобенском абсолютно ничего…
На втором этаже Манежи выставлено основное количество картин, посвящённых славной истории нашей страны.
Картина «Триумф Российского флота» написана в 1994 году. В центре картины — Пётр I, готовый вступить на борт своего ботика. За ним — силуэты первых российских кораблей, прославившие флот в морских сражениях. Слева — склонившиеся перед Петром Великим послы иностранных государств. Справа готовятся к праздничному фейерверку бомбардиры.
Слева от картины «Триумф Российского флота» представлены четыре тематически связанные с ней картины. Если рассматривать их справа налево, то это будут: «Москва встречает героев Полтавы» (1997 г.), «Портрет русского офицера» (1993 г.), «Урок арифметики» (2017 г.) и «Потомству в пример!» (2010 г.). На открытии выставки Василий Нестеренко пообещал губернатору нашего города Георгию Полтавченко картину «Урок арифметики» в качестве подарка от него отправить в Академию талантов в Каменноостровском дворце.
Картины на исторические темы…
«Осенью 2012 года Василий Нестеренко закончил работу над монументальным полотном «Гибель нашествия», посвящённом 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Никогда ещё со времён Смутного времени Россия не испытывала такой опасности. Император Александр I, вспоминая Смуту, призывал в своём Манифесте каждого россиянина уподобиться героям освободительной войны эпохи Смутного времени: каждого воина — князю Пожарскому, каждого гражданина — Минину, каждого духовного — Аврааму Палицыну. Некогда лучшая армия мира получила сокрушительный отпор от русского воинства, сама природа России восстала против завоевателей. Жалкий вид имела «Великая армия», проходя по бесконечным заснеженным полям от Смоленска до Красного и Березины, от Ошмян до Вильно и Ковно. Наполеоновская армия таяла на глазах. На картине «Гибель нашествия» изображена сцена, которая повторялась изо дня в день в течение нескольких месяцев в конце 1812 года. Эта картина хотя и повествует о событиях 200-летней давности, но обращена к нашим современникам, это своего рода наглядное напоминание тем, кто не помнит или не хочет помнить уроки истории«.
На обоих этажах Манежа работали мониторы, на которых демонстрировались материалы о творчестве народного художника Василия Нестеренко.
На этой фотографии запечатлён момент рассказа о картине «Отстоим Севастополь!»
Картину «Отстоим Севастополь!» В. Нестеренко написал в 2005 году к 150-летию обороны города в Крымской войне 1854-1856 годов. По словам самого художника в картине нет конкретных исторических лиц, реален только момент обороны второго бастиона при неприятельском штурме.
В основу картины «Небесная заступница Земли Русской», написанной в 2017 году, послужило «явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте, в Августовских лесах, вблизи города Мариамполя».
«Сообщение о явленном в Августовских лесах чуде было напечатано многими изданиями и быстро распространилось по всей России. О чудесном явлении в небе Царицы Небесной было доложено Государю Николаю II и Святейшему Синоду. По указанию императора были отпечатаны армейские листовки с текстом об этом событии и подписью: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах«».
«Царицу Небесную с Богомладенцем на левой руке и указующей правой рукой на Запад видело множество воинов — кирасиры и конноартиллеристы, пехотинцы, драгуны и донские казаки. Очевидцы свидетельствовали: «Божия Матерь стояла во весь рост, в светлых блестящих ризах, окружённая яркими сияющими звёздами. Лик у неё был спокойный и ласковый. Потрясённые чудесным явлением, все нижние чины стояли на коленях и горячо молились. Потом это видение изменилось в большой крест из облаков и постепенно исчезло. Всё длилось около 15 минут«».
«Мы — Русские, с нами Бог» — ещё одна картина, посвящённая событиям Первой Мировой войны. Василий Нестеренко написал её в 2015 году. «Сюжетом стал беспрецедентный подвиг защитников крепости Осовец. Эта крепость была построена на границе с Польшей для прикрытия коридора между Неманом и Вислой, где пролегал кратчайший путь из Восточной Пруссии в Россию. Гарнизон крепости был невелик, но обойти Осовец было невозможно, поэтому немцы стянули большие силы, чтобы овладеть крепостью. Первый штурм был в сентябре 1914 года и длился несколько дней. Второй раз немцы подступили к крепости в январе 1915 года, а штурм последовал в феврале и продолжался около месяца«.
«6 августа (24 июля по старому стилю) 2015 года начался третий штурм. Десять дней немцы ждали ветра в нужном направлении, установив несколько тысяч баллонов с отравляющим газом. Ядовитая волна шириной 8 километров проникла на 20 километров вглубь. После газовой атаки немцы открыли ураганный огонь из тяжёлых орудий. 14 батальонов 8-йармии общей численностью более 7 тысяч человек двинулись на зачистку крепости. Снабжённые противогазовыми масками, вооружённые дубинками с гвоздями для добивания русских, солдаты ландвера браво маршировали в клубах хлорного дыма. Каково же было их изумление, когда из этого ада на них обрушилась контратакующая русская пехота — остатки 13-й роты 226-го Землянского полка и гарнизона крепости, чуть более 60 человек, обмотанные тряпками, сотрясаясь от ужасающего кашля, буквально выплёвывая куски лёгких на окровавленную форму. Шок у немцев сменился паническим ужасом. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка. Это сражение вошло в историю как «атака мертвецов«».
Триптих «Эхо прошедшей войны», написанный в 2010 году, «свидетельствует о нашем отношении к истории Великой Отечественной войны и к судьбам ветеранов. На картине «Непокорённый» изображён гвардии главный старшина Ю.А. Фомичёв. В составе отряда морской пехоты он участвовал в битве под Москвой, сражался на «Невском пятачке» и под Сталинградом, участвовал в битве на Курской дуге и форсировании Днепра, войну с немцами завершил в Кенигсберге, затем, после тяжёлого ранения был отправлен на Дальний Восток, где воевал с японской Квантунской армией в Китае. Впечатляющий боевой путь соответствует внешности героя. Вторая картина триптиха «Сестра милосердия» изображает Л.П. Бушуеву, также прошедшую всю войну и также закончившую свой путь в Кенигсберге Это женский взгляд на войну, это воспоминания человека, отдавшего все свои силы спасению чужих жизней. Центральная часть триптиха посвящена идее преемственности поколений. Художник выражает надежду, что героические подвиги ветеранов не пропадут, что новое поколение подхватит их эстафету«.
Батальная живопись является визитной карточкой Василия Нестеренко, но не единственной. В его творчество много работ на библейские и евангельские сюжеты. Участвовал художник и в росписях храма Христа Спасителя в Москве.
Слева — проект воссоздания росписи храма Христа Спасителя «Воскресение Христово» (1995 г.). Справа — картина «Храм Христа Спасителя», написанная в 2002 году.
В 1999 году написаны две картины росписи для храма Христа Спасителя.
Вверху — «Крещение Господне». Внизу — «Вход Господень в Иерусалим». Размеры оригиналов по 15.5 метров. «Крещение Господне» находится на северном пилоне, а «Вход Господень в Иерусалим» — на западном пилоне храма Христа Спасителя.
Роспись «Святой Апостол и Евангелист Матфей» на северо-западном пилоне храма Христа Спасителя (1999 г.). Оригинальный размер росписи «Воскресение Христово и Святой Апостол и Евангелист Матфей» на северо-западном пилоне храма Христа Спасителя равен 23 метрам в высоту. Росписи в храме Христа Спасителя заняли почти 10 лет (1995-2005 гг.).
Работает художник и в жанре портретной живописи. Справа — картина «Владимир Маторин в роли Бориса Годунова», написанная в 2004 году. Солист Большого театра изображён в одном из своих сценических образов — в роли Бориса Годунова.
В 2004 году Василий Нестеренко написал картину «Василий Лановой в роли Бернарда Шоу». Василий Лановой, актёр театра и кино, всенародно известен и любим по ролям в таких фильмах, как «Алые паруса», «Офицеры», «Дни Турбиных» и многих, многих других. На этом портрете художник отобразил актёра в роли Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец» на сцене Театра имени Вахтангова.
В круглой раме — картина «Русская Мадонна», написанная в 2005 году.
Названия картин при осмотре справа налево: «Бабье лето» (2003 г.), «Последние лучи» (2003 г.), «Девичьи мечты» (2003 г.), «Солнечная терраса» (2002 г.) и «Заячьи следы» (2003 г.).
Большая часть выставки на первом этаже Манежа представлена пейзажными произведениям, сделанными художниками во время поездок по Сибири, Уралу, Дальнему Востоку, в зарубежных поездках.
В небольших застеклённых витринах выставлена миниатюры, наброски и эскизы к большим картинам.
На верхнем фото — карандашный набросок к картине «Избавление от смуты». На нижнем — наброски к картинам «Молитва Сусанина» и «Игумен земли Русской».
Картины, на которых написаны виды Урала и Дальнего Востока.
Повышенный интерес привлекли картины, написанные во время поездок на Сахалин, Курилы, Камчатку. Несколько лет назад я летал с внуком на Сахалин. И был просто очарован красотой его природы.
«Залив Анива» (2010 г.). Были мы и на берегу залива Анива. А вот как он выглядит с моря — увидел на этой картине.
Несколько картин написаны художников во время поездок в Афон, на Святую Гору. На картине «Афонский старец» (1998 г.) изображён «Старец Анфимий — месточтимый Афонский Святой, одним из последних канонизированный на Святой Горе. В одной руке он держит Иверскую икону Божией матери — главную святыню Афона, другой преподаёт благословение, пристально глядя на зрителя, взывая к покаянию и христианскому смирению. Слева от Святого изображена Лавра, справа — скит Святой Анны, позади него теряется в облаках вершина Святой Горы — земного удела Богородицы«.
Лирические пейзажи, написанные в разное время года.
Больше двух часов провёл я на выставку в Манеже. Но, вспоминая скандально известную песню группы «Ленинград», скажу, что ни одной девицы на лабутенах и в ох…х штанах, я не увидел. (Не принимайте серьёзно последнее высказывание — просто захотелось слегка разбавить сухость изложения). Пусть не со всем увиденным согласен, но не считаю время, проведённое на выставке, зря потраченным. Узнал кое-что новое из военной истории нашей страны, особенно, читая аннотации к картинам. Да и одно дело судить о творчестве Василия Нестеренко по иллюстрациям, и совсем другое дело рассматривать картины вживую…
PS. Первоначально предполагалось, что юбилейная выставка Народного художника России Василия Нестеренко будет работать с 11 до 24 апреля. Но время её работы продлили до 1 мая. Так что кого интересует творчество художника и есть возможность — у Вас ещё есть время…
Выставка "Наша слава - Русская Держава", Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев