Выставка «Венценосная семья. Путь любви»
В отпуске съездил на недельку в Беларусь под Витебск навестить семью младшего сына, посмотреть, как растут внучка и внук. Здорово повезло с погодой — все дни было солнечно и тепло, днём температура превышала +22 градуса. Несколько раз съездил в город — очень мне нравится Витебск. Походил, повспоминал молодость…
Проходя мимо Художественного музея, увидел объявление об очередной передвижной выставке. Не посетить её я просто не мог. Практически всегда по приезде сюда я посещаю какой-нибудь музей, выставку или иное общественное мероприятие — всё-таки, Витебск считается культурной столицей Беларуси.
Да и тема выставки мне показалась заслуживающей внимания: «Венценосная семья. Путь любви». Не скажу, что я мало знаю о семье Николая II, но ведь лишних знаний не бывает…
Художественный музей размещается в здании, построенном в конце XIX века для окружного суда. Здание двухэтажное, П-образной формы. Главный фасад, в центре оформленный в виде трёхэтажного ризалита, обращён в сторону площади Свободы. Здесь и находится вход во внутрь. При главном входе устроен просторный вестибюль.
На второй этаж ведёт парадная двухмаршевая металлическая лестница. Через всё здание проходит коридор, в который с двух сторон выходят помещения — в них то и размещается основная экспозиция музея. Интерьеры помещений и коридоров богато украшены лепниной, всевозможными плафонами, арками, пилястрами…
Выставка «Венценосная семья. Путь любви» открылась 7 сентября и будет работать до 30 сентября. Экспозиция из копий фотографий, различных документов, дневниковых записей и писем Государя и Императрицы рассказывает о семье последнего императора России — Николая II. Подобраны материалы из Государственного архива РФ, а также частных собраний жителей Могилева, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Златоуста. Размещается выставка на втором этаже Художественного музея.
Начинается экспозиция в центральном помещении второго этажа, куда выводит парадная лестница. Посетителей встречает стенд, рассказывающий о пребывании Государя императора Николая II в Витебской губернии.
Известно, что 30 октября 1915 года Николай II сделал остановку в Витебске, чтобы провести смотр 78-ой пехотной дивизии. О подробностях того визита свидетельствуют воспоминания начальника дворцовой охранной агентуры Александра Спиридовича: «Под проливным дождем Государь обходил полк за полком и благодарил за подвиги. На обратном пути в поезд Государь заехал в Собор. Он был переполнен народом. Стеной стоял народ на улицах, несмотря на отвратительную погоду. Энтузиазм был большой”. Посещали Витебск и Императрица Александра Фёдоровна с детьми. 8 мая 1915 года они остановились в городе на короткое время. Позавтракали с губернатором, затем посетили Свято-Никольский кафедральный собор и 4 госпиталя. В своём дневнике Императрица написала: «Город очень красив с моста».
Слева от входа в следующее помещение под портретом Николая II, выполненном в стиле иконописи, установлена урна для сбора пожертвований на создание музея царской семьи. Необходимо отметить, что по словам организаторов выставки, основной её целью является стремление продемонстрировать одухотворённость и святость семьи Николая II и на их примере показать образец высокой любви, чистоты отношений, образец христианского семейного уклада и правильного воспитания детей. Автор и куратор выставки — пресс-секретарь Епархиального управления Могилевской православной Епархии Илья Сидорович. В представленных материалах всячески подчёркивается святость семьи Николая II, рассказывая о ней как о семье Царственных страстотерпцев.
Первая встреча Николая Романова и Алисы Гессенской произошла в 1884 году на свадьбе родственников. Будущий Император попытался подарить девушке драгоценную брошь. Принцесса была воспитана в пуританской морали, поэтому принять украшение не осмелилась.
Вторая встреча случилась через пять лет. Тогда 21-летний Цесаревич обратился к родителям с просьбой благословить их брак, но получил отказ. И только в 1894 году Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна дали согласие на венчание сына с возлюбленной.
Над портретами Николая II и Александры Фёдоровны и между ними на планшетах приведены их высказывания.
«Передайте всем, что то зло, которое сейчас , будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь» — имп. Николай II.
«Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас» — имп. Александра.
Ниже приведены факсимиле всех членов семьи сверху вниз — Николая II, Александры Фёдоровны и их детей Алексея, Марии, Ольги и Анастасии.
С разницей в два года у супружеской пары родились четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. В семье Великих княжон называли по первым буквам имен — ОТМА. Однако все ждали рождения наследника престола. Летом 1903 года Царская чета побывала на прославлении Серафима Саровского в Сарове, где император и императрица молились о даровании им наследника. Наконец, 30 июля (12 августа) 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный, долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич. К несчастью, по линии матери Алексей унаследовал гемофилию, каждый из его ушибов мог стать смертельным.
Какие всё-таки прекрасные фотопортреты всех членов царственной семьи!
«Укрепляй семью, ибо она основа всякого государства» — император Александр III.
Портреты родителей Николая II — императрицы Марии Фёдоровны и императора Александра III. Интересный факт — во время его правления (1 (13) марта 1881 — 20 октября (1 ноября) 1894) Россия не вела ни одной войны. За что Александр III получил официальное прозвание Царь-Миротворец. Воспитание и образование будущего Государя Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. К роли правителя Николая готовили с малолетства. Он прошёл восьмилетний образовательный курс на основе программы классической гимназии. Затем — пятилетний курс высшего образования юридического факультета Петербургского университета и Академии Генерального Штаба. Николай отлично владел английским, французским, немецким языками и несколько хуже — датским. Очень грамотно писал по-русски, был страстным любителем книг. Спустя годы поражал собеседников широтой взглядов и знаниями в литературе, истории, археологии…
В последствии и Николай II своих детей воспитывал в простоте и любви, чтобы и они росли всесторонне развитыми личностями.
Дальнейшее знакомство с материалами выставки происходит в коридоре по обе стороны от центрального помещения. Но чтобы не нарушать хронологию событий, необходимо повернуть налево и осматривать фотографии, документы и др., двигаясь вдоль стендов по часовой стрелке. Пока не вернёшься к началу осмотра.
Сама по себе выставка самодостаточна и не требует экскурсовода. Но чтение многочисленных текстовых документов довольно утомительно и требует достаточного времени — я лично потратил порядка часа. И для некоторых посетителей это может быть неудобно. Поэтому музей предлагает за определённую сумму проведение экскурсии для группы или экскурсовода по экспозиции. Но вообще-то, вход на выставку свободный.
Стенд с материалами о Первой Мировой войне. Слева — фотографии посещения Николаем II госпиталя и армейских частей. Справа — репродукция с картины П.В. Рыженко «Госпиталь», написанной в 2013 году.
То, что во время Первой Мировой войны армию возглавил сам Государь, Божий Помазанник, имело в глазах солдат огромное нравственное значение. Особенно это было видно во время посещения госпиталей. Все члены императорской семьи в той или иной степени принимали участие в военное время. Сама императрица Александра Фёдоровна с начала войны посвятила себя раненым. Уже к концу 1914 года только в Петроградском округе было открыто 80 госпиталей под её попечением и организованы специальные санитарные поезда для перевозки раненых в тыл. Александра Фёдоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошли курсы сестёр милосердия военного времени. В палатах и операционных не делалось никаких иерархических различий: ухаживавшие за ранеными великие княжны называли себя просто сестрами Романовыми и выполняли работы согласно общим обязанностям медсестер. Они присутствовали при операциях, подавали и стерилизовали инструменты, делали перевязки. 4 июня 1915 г. Александра Федоровна, Ольга и Татьяна за усердный труд были награждены грамотами и значками отличия Красного Креста II степени.
«Прощание с конвоем» — первая часть триптиха «Царская Голгофа». Репродукция с картины 2004 года народного художника России Павла Викторовича Рыженко. На мой взгляд, наиболее эмоциональная, передающая весь трагизм положения. В образе конвоя — весь русский народ.
«Может ли человек, в ослеплении злобой убивший своего отца, быть счастлив, пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. Но убит был не только отец народа — царь, убиты были и его невинные дети, и жена-императрица. Сейчас, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды — цареубийстве, нельзя отделаться неведением» — П.В. Рыженко.
2 (15) марта 1917 года в Пскове в 15 часов Николай II подписал Манифест об отречении от престола государства Российского и сложении с себя верховной власти. 8 марта в Царском Селе генерал Корнилов объявил Её Величеству, что отныне они арестованы. Через день ареста Семьи, 9 марта в Александровский дворец под охраной вернулся Николай II.
В центре — вторая часть триптиха «Царская Голгофа», «Александровский дворец».
Внизу слева — фотография Александры Фёдоровны с дочерьми, обритые после болезни. На правой фотографии — даже в заточении члены семьи, не привыкшие к праздности, трудились.
«Мы страдаем, но почему же не идем к покаянию, не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни» — П.В. Рыженко.
Третья часть триптиха «Царская Голгофа», «Ипатьевский дом».
Последние месяцы своей земной жизни Семья провела в Екатеринбурге в доме Ипатьева. В заключении помогали друг другу, много молились. Три раза пришлось менять охрану — люди, которые были приставлены для того, чтобы глумиться и терзать, не могли не проникнуться уважением и состраданием к такой Семье.
В ночь на 17 июля 1918 года все члены семьи Николая II были расстреляны в подвале Ипатьевского дома.
«Этот наш грех – как загнанная вглубь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить с Христовой помощью» — П.В. Рыженко.
С 22 сентября 1977 года в течение двух дней дом Ипатьева был снесён. Решение о сносе было выполнено первым секретарём Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельциным.
В 2000 году Николай II и его венценосная семья были прославлены (канонизированы) в лике святых Русской Православной Церкви.
16 июля 2003 года на месте дома Ипатьева был торжественно открыт Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших.
Вместе с членами царской семьи были расстреляны оставшиеся с ними до конца верные люди: камердинер Алоизий Егорович Трупп, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, лейб-повар Иван Михайлович Харитонов и лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин.
Выставка «Венценосная семья. Путь Любви», рассказывающая о Святых Царствующих страстотерпцах — Государе Николае II и его Семье — с 2014 года демонстрировалась во многих городах Беларуси. Летом 2015г. выставка экспонировалась на различных площадках Москвы. Удостоена специального приза Московского международного фестиваля в защиту семейных ценностей “За Жизнь”, в котором принимали участие представители 12 стран.
Многое в той или иной степени было известно мне и ранее. Но собранное в одном месте большое количество фотографий, выдержки из документов, дневниковые записи производят весьма сильное впечатление. Вот если бы ещё не такой сильный уклон в религиозность…
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев