Семимостье — мосты Пикалов и Могилёвский
Предлагаю совершить виртуальную прогулку по Семимостью в Коломне и полюбоваться его мостами и видами.
Чтобы нагляднее представить, о чём будет идти речь, я из электронной карты Санкт-Петербурга программы 2 ГИС (http://info.2gis.ru/sankt-peterburg) вырезал этот район.
Красным цветом выделил мосты Семимостья и порядок их рассмотрения.
Общепринято считать точкой отсчёта семимостья Пикалов мост. С него и начнём.
0 — ПИКАЛОВ мост
Перекинут он через канал Грибоедова и соединяет Коломенский и Покровский острова по набережной Крюкова канала.
Первый построенный в 1783-1785 годах в этом месте мост был трёхпролётным деревянным балочным на облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом. Авторы проекта неизвестны. Своё название получил по фамилии подрядчика строительных работ Пикалова. Несмотря на то, что Пикалов мост трижды подвергался реконструкции, его архитектурный облик сохранился близким к первоначальному. Именно поэтому является памятником архитектуры и мостостроительного искусства XVIII века, объектом культурного наследия РФ.
Во второй половине XIX века мост перестал быть разводным. В начале ХХ века деревянные конструкции моста были заменены на металлические. Во время последней реконструкции в 80-х годах прошлого века металлические пролёты были заменены железобетонными плитами. На боковых закруглениях опор за пределами пролётной части моста на фигурных пьедесталах установлены гранитные обелиски, увенченные золочёными шарами.
Всё-таки мосты являются водными переправами, поэтому буду добавлять их фотографиями в летнее время.
Во время войны мост получил повреждения. После войны его отремонтировали, а на гранитные обелиски установили овальные фонари из молочного стекла. Для меня близким к сердцу является необычное для города оформление ограждения — ни частые вертикальные прутья решёток, ни звенья фигурных оград, ни каменный парапет. А тонкие горизонтальные металлические прутья, пронизывающие тонкие металлические столбики. Как-то по загородному просто и мило, мне нравится…
Из основных технических характеристик Пикалова моста: длина — 23.2 м, ширина — 10.6 м.
Именно с него видны остальные мосты Семимостья. Продолжим и мы свою прогулку и взглянем на запад. На расстоянии менее 300 метров вниз по течению канала Грибоедова виден Могилёвский мост.
1 — МОГИЛЁВСКИЙ мост
Как и рассмотренный ранее Пикалов мост, этот мост также перекинут через канал Грибоедова и соединяет Коломенский и Покровский острова. Расположен он по оси Лермонтовского проспекта.
Сооружённый в 1911-1912 годах на этом месте деревянный трёхпролётный мост соединил тогдашние Могилёвскую и Большую Мастерскую улицы. Вполне уместно, что и новый мост получил своё название по имени губернского города. В 1912 году улицы объединили под общим названием Лермонтовский проспект в память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Ну а мост не стали переименовывать, сохранив первоначальное название Могилёвский.
В 1928 году мост подвергся капитальной перестройке. Вызвано это было возросшим транспортным потоком из центра города к прибрежным заводским окраинам. Ширину моста увеличили с 11.5 м до 19 м, а средний проход сделали разводным для прохода судов.
Во время войны в 1941 году мост сгорел — по одним сведениям во время артобстрела, по другим — бомбёжки.
В 1951-1953 годах по проекту инженера В.В. Блажевич и архитектора С.Г. Красикова был построен новый Могилёвский мост. По конструкции это однопролётный арочный железобетонный мост. Его свод и опоры облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде литых чугунных узорчатых решёток, прикреплённых к чугунным же тумбам. Освещают Могилёвский мост четыре торшера-фонаря на устоях. Каждый торшер, стилизованный под ампир, представляет собой пучок копий, связанный венками, установленный на круглое основание. Центральное копье увенчано лавровым венком с вмонтированной в него пятиконечной звездой. Ниже венка — кронштейн-стрела, к которому подвешен шестигранный светильник.
Из основных технических характеристик Могилёвского моста: длина — 28.3 м, ширина — 23.5 м.
Вид на Могилёвский мост с Пикалова моста.
На правой стороне набережной канала Грибоедова привлекает внимание четырёхэтажное красное здание. Это казармы Морского Гвардейского экипажа, построенные в 1877 году по проекту архитектора С.С. Селянинова. Современный адрес: набережная канала Грибоедова, 133.
А прямо за Могилёвским мостом возвышается прекрасное здание Свято-Исидоровской церкви, построенной в 1903-1907 годах по проекту архитектора А.А. Полещука. В настоящее время, правда, пять её основных куполов скрыты строительными лесами. Но здание, поверьте, действительно прекрасное.
В своём фотоархиве нашёл фотографию этого участка канала Грибоедова с Могилёвским мостом через него и Свято-Исидоровской церквовью, сделанной перед её настоящей реставрацией. Этот уголок, как и многие другие в Коломне, частенько запечатлеют на своих полотнах любители живописи, постоянно фотографируют как профессионалы, так и простые фотолюбители, не говоря уж о туристах и гостях нашего города…
Но вернёмся на Пикалов мост и посмотрим на север вдоль Крюкова канала. В 200-х с небольшим метрах виден следующий мост Семимостья — Кашин мост.
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев