Михайловский замок — южный и западный фасады
Санкт-Петербург основан спустя несколько столетий после окончания средневековья. Средневековье характеризуется великим переселением народов, развитием науки и технологий, торговли и искусства. Крестовыми походами и многочисленными войнами, длящимися порой годами и столетиями. В этих условиях многие правители, да просто могущественные люди, вынуждены были строить для своей безопасности замки. Повторюсь, этот исторический период наш город не застал. И, тем не менее, у нас в городе есть самый настоящий замок, возведённый по всем законам фортификационного строительства. Это — Михайловский замок, построенный по заказу императора Павла I.
Что интересно, общий замысел, планировка отдельных помещений принадлежит самому Павлу I, что подтверждается его сохранившимися эскизами и рисунками. (Почитаешь и послушаешь некоторых — и такой был Павел I, и разэтакий. А ведь был он весьма разносторонней личностью. Да вот хотя бы этот конкретный пример. Посмотришь на многие загородные участки, так иные не могут соорудить на нём простейший «объект, обозначенный на карте буквами ‘Мэ’ и ‘Жо’. А тут замок!»)…
Строился замок быстро. Заложенный 26 февраля (9 марта) 1797 года, через три года он был практически готов. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, хотя отделка внутренних помещений продолжалась до февраля 1801 года. Архитектор В. Баженов построил его в стиле классицизма. Объём работ был большим, сроки весьма жёсткие. Поэтому в строительстве принимали участие многие другие известные архитекторы — В. Бренна, К. Росси, И. Гирш, Г. Пильников.
В плане здание замка представляет собой квадрат со сторонами немногим более 100 метров. Интересной особенностью Михайловского замка является то, что все его фасады абсолютно не похожи один на другой. Чтобы понять и оценить красоту архитектурных решений, надо в отдельности рассматривать здание со всех сторон.
Правда, есть возможность рассмотреть модель Михайловского замка в Мини-городе в Александровском парке https://fotopitera.ru/2012/06/09/мини-город/
Выполнена она с соблюдением всех пропорций и основных архитектурных особенностей.
При слове ‘замок’ сами собой представляются стены, сложенные из камней естественного серого, в основном, цвета. Михайловский замок и здесь не таков. Необычный цвет его фасадов — яркий жёлто-оранжевый — связывают с красивой легендой. Якобы на одном из балов принцесса Анна Лопухина обронила перчатку. Павел I, как истинный кавалер, поднял её и хотел возвратить обладательнице. Но необычный цвет привлёк его внимание и он велел передать её В. Бренна для составления колера стен.
Слева — Павел I. Художник Степан Щукин, 1797 год, Третьяковская галерея.
Справа — принцесса Анна Гагарина (Лопухина). Художник Жан Луи Вуаль, 1792-1793 года, Эрмитаж.
Необычным является и выбор названия замка. Получил он его не в честь владельца или архитектора, как было принято, а в честь Архангела Михаила, покровителя дома Романовых.
Построенный для защиты своего владельца, замок, окружённый со всех сторон водной преградой с подъёмными мостами через неё, не уберёг Павла I. Спустя всего 40 дней после того, как император с семьёй въехал в него, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит в своей спальне в результате дворцового переворота. Но жизнь и правление Павла I не является темой настоящей заметки. А только сам Михайловский замок как архитектурный памятник петербургского зодчества XVIII века.
Обойдём его по часовой стрелке и постараемся поподробнее ознакомиться с ним. Осмотр начнём с южной стороны, куда обращён главный фасад с единственным входом внутрь двора замка , с площади Петра Великого (бывшая площадь Коннетабля).
Перед входом в Михайловский замок установлен памятник Петру I https://fotopitera.ru/2015/02/12/площадь-петра-великого/
Главный южный фасад богат разнообразием архитектурных решений. Из гладких стен выступает больших размеров центральный ризалит. Мраморные колонны по его краям объединяют верхние, 2-ой и 3-ий этажи здания.
В свою очередь центральная часть ризалита оформлена в виде выступающего портика. Облицован он разноцветным мрамором светлых тонов. Такое цветовое решение придаёт главному фасаду яркий парадный вид. Вся нижняя часть портика и часть центральной обработаны крупным рустом, остальные поверхности — гладкие. Практически на всю высоту портика по сторонам от замковых ворот установлены плоские колонны в виде обелисков. По низу они украшены арматурой на военную тематику, а по верху — вензелями лично Павла I.
Сдвоенные колонны по краям портика поддерживают треугольный фронтон и ступенчатый аттик. В тимпан фронтона помещён барельеф работы скульпторов братьев Стаджи на тему «История заносит на свои скрижали славу России».
Фриз ризалита облицован шокшинским порфиром. На нём литерами высотой около 70 см из нержавеющей стали с нитрид-титановым напылением нанесена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
История замысла и строительства Михайловского замка, трагическая судьба его владельца сопровождаются многими домыслами, легендами и мистическими наблюдениями. В частности, например, что в надписи на фризе главного фасада столько букв, сколько лет прожил Павел I…
Замок построен у истока реки Мойки из Фонтанки. Они защищали замок от посторонних с севера и востока. Для защиты с запада и юга были вырыты искусственные каналы — Церковный и Воскресенский, соответственно. Таким образом, Михайловский замок стоял на искусственном острове. Попасть на него можно было только перейдя мосты, охраняемые часовыми. Часть мостов была подъёмными. В 1819 году здание заняло Главное инженерное училище. По указу императора Александра I с 1823 года замок стали называть Инженерным. И очень-очень надолго он так и оставался в топонимике города как «Инженерный замок». В 20-х годах XIX века искусственные каналы были засыпаны.
К 300-летию города замок был отреставрирован. При этом реконструировали часть Воскресенского канала вдоль южного фасада с Трёхпролётным каменным мостом.
В брусчатую поверхность моста вмонтировали гранитный памятный знак с вензелем Павла I и надписью: «Государственный Русский музей». В День города, 27 мая 2003 года Михайловский замок был торжественно открыт для посетителей.
В настоящее время Михайловский замок является филиалом Русского музея. Кроме постоянной экспозиции, в его залах проводятся и временные выставки. Через замковые ворота в портике главного фасада попадаешь во внутренний двор замка.
Если сам замок в плане представляет собой квадрат, то внутренний большой двор, против ожидания, имеет вид восьмиугольника. Но при этом архитектура здания такова, что помимо этого открытого двора внутри стен замка есть ещё несколько скрытых небольших внутренних двориков. Фасады внутренних стен украшены вензелями императора Павла I. Кроме того в межоконных нишах установлены сохранившиеся до наших дней скульптуры.
Оформление фасадов замка различно. И тем не менее здание смотрится как единый объект. Всё это благодаря тому, что переход от фасада к фасаду выполнен со скруглёнными углами большого радиуса. Кроме того, здание стоит на едином высоком гранитном цоколе, а фасады объединяет единый карниз между первым и вторым этажами. Единым является и оформление окон и их расстекловка.
Вот так выглядят южный и западный фасады Михайловского замка изнутри Михайловского сада.
Характерной архитектурной особенностью западного фасада, выходящего на Садовую улицу — отсюда, кстати, и официальный адрес Михайловского замка: Садовая ул., 2 — является далеко выступающий за его плоскость объём здания. В нём располагалась церковь во имя Архангела Михаила.
Архитектурный и скульптурный декор указывает на культовое предназначение этого помещения. Войти в церковь можно как изнутри замка, так и с Садовой улицы. Поскольку замок стоит на высоком цокольном этаже, то ко входу в церковь на первом этаже ведут полуциркульные мраморные лестницы. Их перила украшены балясинами, по бокам от входа установлены каменные вазы. По бокам от входной двери установлены парные колонны. Визуально они продолжены плоскими полуколоннами на втором этаже.
В двух нишах второго этажа церкви установлены скульптуры. Всю длину карниза украшают скульптурные изображения ангельских голов. На аттике церкви установлен позолоченный крест. Невысокий круглый барабан венчает крашеный зелёной краской купол, переходящий в позолоченный шпиль с крестом, характерные для петербургской архитектуры.
Церковь была действующей до октябрьской революции 1917 года. Можно отметить, что в ней в апреле 1835 года венчался русский композитор М.И. Глинка. В советское время она была закрыта. В настоящее время внутренний интерьер церкви во имя Архангела Михаила отреставрирован. Иногда в ней проводят богослужения.
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев