Храм Воскресения Христова — Царские врата
Со времени моей первой записи о храме Воскресения Христова прошло немногим менее трёх лет. За это время произошло знаковое событие в судьбе храма — ему были возвращены Царские врата. И внешний вид иконостаса стал ещё ближе к первоначальному.
Сложность работы заключалась в том, что это была не реставрация, а самое настоящее воссоздание.
После революции 1917 года храм Воскресения Христова, как и многие другие религиозные сооружения, подвергся разграблению. Его Царские врата представляли собой не только художественную ценность, но и, к сожалению, ювелирную. Двустворчатые, значительные по размерам — высотой 3 метра при ширине 1.7 — они были отделаны серебром и золотом, богато украшены уникальной эмалью. Царские врата были утеряны в 1929 году — в течение всего каких-то двух часов с них буквально выдрали и вырезали всю «ювелирку»: золото, серебро, драгоценную эмаль. Без точного учёта, просто взвешивая на килограммы, драгоценности в мешках перевезли в Эрмитаж. До наших дней сохранился только металлический раскуроченный каркас и створки врат.
Восстанавливали Царские врата по нескольким чёрно-белым старинным фотографиям, цветной литографии «Освящение алтаря» художника Карелина, одного из авторов эскизов мозаик храма, разрозненным описаниям…
С момента принятия решения о воссоздании врат до окончания работ прошло более 15 лет. В мастерских художников из пластилина и пенопласта лепились элементы убранства. Их относили в храм и на месте проверяли правильность выполненной работы, внося необходимые коррективы. Большие сложности возникли при воссоздании эмалевого декора. Таких больших печей у нас просто не оказалось, пришлось заказывать их в Швеции. Реставраторы заново учились приёмам работы с многоцветной эмалью.
По заверениям директора государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николая Бурова новые Царские врата на 99% стали такими же, какими их задумал архитектор храма Альфред Парланд. В итоге, воссозданная святыня, Царские врата — двустворчатые двери напротив престола в алтаре, которые ведут в алтарную часть храма и символизируют врата рая — представили собой уникальное ювелирное изделие общим весом 180 кг. Удалось реализовать сложнейшие приёмы декорирования — выколотка, чеканка, литьё, многоцветная эмаль; в украшении использованы драгоценные металлы серебро и золото.
Царские врата возвратили на своё историческое место 14 марта 2012 года — в день памяти трагической смерти императора Александра II (1 марта по ст.). В честь этого события были проведены Богослужения, которые возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии, епископ Гатчинский Амвросий. На освящение Царских врат была приглашена правнучка Альфреда Парланда, архитектора Спаса-на-Крови. была совершена Божественная литургия и панихида по императору Александру II, на месте гибели которого и воздвигнут храм Воскресения Христова.
Возвращение царских врат — очередной шаг в реставрации храма. На очереди восстановление киотов.
Пока же в северном киоте демонстрируется единственная сохранившеяся икона, к счастью, наиболее почитаемая — икона «Святой благоверный великий князь Александр Невский». Мозаичная икона набрана по картине Михаила Васильевича Нестерова «Князь Александр Невский», написанной в 1894-1897 годах. В отличие от многоцветного оригинала, в иконе преобладает палитра тёмных красно-коричневых оттенков, гармонично сочетающаяся с общим оформлением киота и более соответствующая иконописи.
В южном киоте — икона «Воскресение», набранная в 1901 году Силивановичем по оригиналу художника М.В. Нестерова.
Киоты украшает сохранившаяся и отреставрированная резьба по яшме, очень сложная и трудоёмкая из-за хрупкости материала.
Бывая в Спасе-на-Крови (исключительно как в музее), каждый раз не перестаю восхищаться, да что там, просто изумляться. Ведь это ж надо — более 7000 квадратных метров мозаичных икон, картин, орнаментов! Стены, потолок, оконные проёмы — всё покрыто мозаикой! Никакой живописи, росписи по штукатурке и другим подобным приёмам оформления…
Мозаика главного купола «Христос Пантократор» художника Николая Николаевича Харламова общей площадью 63.6 квадратных метра. Изображение выполнено в духе византийских образцов: всего несколько цветовых оттенков, при которых основной психологический момент приходится на глаза.
На выходе из храма в киосках можно приобрести различные сувениры, альбомы, открытки, CD и DVD диски туристической тематики.
Кроме того, на выходе действует обновляемая экспозиция, рассказывающая о храме Воскресения Христова. Когда я там был, на её стендах рассказывалось об истории воссоздании Царских врат.
Предыдущая моя запись о храме Воскресения Христова сделана 18 февраля 2010 года.
https://fotopitera.ru/2010/02/храм-воскресения-христова/
Мой блог находят по следующим фразам
- сад олимпия спб
- исаакиевский собор колоннада сколько ступеней
- Икона "стене туалета"
- известные скульптуры прикольные скульптуры сказочных персонажей
- где находятся грифоны в санкт-петербурге
- мини город спб
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев