5. Музей «Дом станционного смотрителя» — ямщицкая
Во второй половине дома смотрителя представлена музейная экспозиция, посвящённая дорожному быту XIX века. Экспонаты собраны в ямщицкой- помещении, где отдыхали ямщики, ожидавшие своей очереди на выезд.
Справа от входа (если смотреть со стороны ямщицкой) оборудован импровизированный умывальник. Слева на невысокой деревянной скамейке выставлены образцы старинной медной посуды — чайники, кастрюли.
Значительную часть помещения занимает русская печь.
Около неё привлекают внимание два интересных предмета крестьянского быта.
Если один их них в общем-то понятен для нашего современника — это своеобразный торшер, служивший для освещения лучинами — то со вторым, неглубоким деревянным корытом, лично у меня вышла непонятка. На вопрос музейного работника: «Как вы думаете, для чего он предназначен?» я ответил, что налив в него воду и поставив под горящими лучинами, тем самым защищались от возможного пожара. Оказалось, что кроме этой очевидной функции, слой воды, отражая свет горящих лучин, увеличивал освещение помещения. Вот до этого, признаюсь, я как-то не додумался…
Как я говорил вначале, приехали мы в Выру в 20-ти градусный мороз. И как же приятно было постоять у печи, в которой горели дрова, наполняя теплом довольно значительное по размерам помещение. Тепло от печи, потрескивание горящих дров придавали рассказу музейного работника необыкновенную эмоциональную окраску.
В глубине помещения в противоположном углу около окна установлен стол. Посуда на нём попроще, деревянная и глиняная. Ну и неизменный самовар.
На стене развешены различные хомуты. И этот старинный габаритный фонарь для кареты — корпус, защищённый от ветра и непогоды, металлический отражатель, выпуклое стекло, только в качестве источника света свеча — необходимый при езде в тёмное время предмет, практически неизменный вот уже сотни лет:
Под ним образцы предметов упряжи для лошадей, плетёные лапти.
На печи и широких полатях отдыхали после дороги ямщики. Кто умел, мог повеселить приятелей игрой на гармошке.
Под полатями у окна выставлены образцы поклажи, с которой разъезжали по Руси путники.
А вот лежащие на плетёном сундуке предметы мне лично хорошо знакомы.
PS. Картинки из детства. Моя семья жила в обычном многоэтажном доме № 13 на 24-й линии ВО, где все квартиры были коммунальные. В полуподвальном помещении была устроена общая большая прачечная с большой плитой, которую топили дровами, и несколькими деревянными чанами. Каждая квартира по расписанию занималась в прачечной стиркой накопленного грязного белья. Для нас, детей, это было целое событие: носили в тазах, просто в руках в прачечную грязное бельё (хорошо, наша квартира была всего на втором этаже), куски мыла. В прачечной стоял пар от кипятившегося в баках белья, в чанах стирали и полоскали. Из-за постоянно текущей из кранов воды и бульканья кипятящегося белья стоял шум, все громко разговаривали — как сказали бы сейчас, это был настоящий женский клуб по интересам. А вот после стирки находилась и нам, ребятам, работа. На валики наматывалось мокрое бельё и плашками с рёбрами их прокатывали на столах туда-сюда. Таким образом бельё и сушилось и разглаживалось от морщин. Уже взрослым узнал, что это гладильное приспособление имело много названий: «рубель», «ребрак», «раскатка» и т.п. Кстати, есть предположение, что от этого и произошло выражение «не мытьём, так катаньем», когда для достижения результата годится любой способ…
Мой блог находят по следующим фразам
- спб памятник некрасову литейный пр.13
- питер колоннада
- спб памятник некрасову литейный 39
- передняя левая нога коня памятника петру у михайловского дворца
- какие памятники петру 1 находятся в питере
- Магазин музыкант открыт 1марта 2006 года коломна
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев