Румянцевский сад
Рядом с Академией художеств, между 1-й и 2-й линиями ВО и Университетской набережной Невы находится небольшой Румянцевский сад. На его территории высажено такое большое количество кустарников и деревьев, что его аллеи даже в самый солнечный день находятся в тени.
Название сада соотносится с обелиском, установленным в его центральной части и хорошо видимым со стороны набережной.
При строительстве здания Академии художеств здесь находилась строительная площадка. В дальнейшем здесь находился парадный плац Кадетского корпуса, размещавшегося в ближстоящем Меншиковском дворце. Именно сюда в 1818 году от Мраморного дворца и был перенесен обелиск, известный под названием «Румянцова победам». Создан он был по проекту архитектора В. Бренны в 1799 году в честь побед русских войск под командованием генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
При переносе по проекту К. Росси был несколько изменен внешний вид памятника. Его установили на гранитный трехступенчатый стилобат.
Сам обелиск имеет вид пирамиды из трех каменных блоков. Из серого сердобольского гранита изготовлен цоколь и сам обелиск, постамент облицован серым и розовым мрамором. Постамент декорирован барельефами из белого итальянского мрамора, в основе которых лежит воинская тематика. Чернёные бронзовые венки и гирлянды опоясывают постамент и доску с золочёными буквами «РУМЯНЦОВА ПОБЕДАМЪ«.
Венчает четырёхугольный обелиск золочёный бронзовый шар с восседающим на нём орлом. Высота обелиска 19.5 метров. Изящный, но одновременно строгий и торжественный, он считается одним из лучших мемориальных сооружений.
Через несколько десятилетий после установки обелиска вокруг него по проекту Н.К. Ковригина на деньги сибирского золотопромышленника купца С.Ф. Соловьёва был разбит сад. Жил он совсем рядом и, думается мне, его вовсе не вдохновлял вид пыльного плаца с одиноко стоящим памятником. На работы по благоустройству сада купец потратил 25 тысяч рублей — очень большие деньги по тем временам. Сад открылся в 1866 году, вход был платным. Депутаты городской думы даже предложили дать новому саду имя Соловьёва. Но высочайшее соизволение не последовало и тогда было принято решение назвать сад Румянцевским. И, тем не менее, имя Соловьёвский применялось наряду с официальным. Не знаю, как теперь, а в молодости часто слышал, да и сам применял в разговоре именно название Соловьёвский.
В 1867 году в саду заработали два фонтана по проекту Д.И. Йенсена. Установлены они на аллее, идущей параллельно набережно, справа и слева от Румянцевского обелиска.
В центре больших круглых бассейнов, облицованных гранитом, установлены восьмигранные чугунные тумбы. Тумбы богато декорированы различными фигурами и растительным оргаментом, изображениями герба Санкт-Петербурга. Из львиных голов в бассены бьют струи воды.
На тумбы утановлены неглубокие восьмиугольные чаши, в центре которых установлены фигуры младенцев-путти. Путти поддерживают круглые мелкие чаши меньшего диаметра. Эти чаши наполняются четырьмя струями воды, бьющих из декоративных ваз наверху фонтанов. Переливаясь через край верхних круглых чаш, вода попадает в большие нижние восьмиугольные чаши, окуда через отверстия падает в бассейны.
В жаркий солнечный день приятно посидеть в тени под шум струящейся воды…
14 января 1999 года на первой аллее у ограды со стороны набережной по бокам от входа были открыты бюсты выдающихся русских художников, окончивших Академию художеств.
Слева от входа — бюст Ильи Ефимовича Репина.
Авторы: скульптор М.Г. Манизер, архитектор В.Л. Спиридонов. Сам бюст был отлит ещё в 1951 году. Но место для его установки не было определено и он хранился в Государственном музее городской скульптуры.
Справа от входа — бюст Василия Ивановича Сурикова.
Авторы: скульптор Л.Ю. Эйдлин, архитектор В.Л. Спиридонов. Этот бюст был отлит также в 1951 году и хранился в Государственном музее городской скульптуры, пока одновременно с бюстом И.Е. Репину не был установлен в Румянцевском саду.
Оба памятника композиционно выполнены в едином стиле. Бронзовые бюсты — Репину, высотой 1.4 м и Сурикову, 1.5 м высотой — установлены на постаменты из серого полированного гранита высотой 3.1 м, каждый.
На лицевых сторонах постаментов круглые бронзовые картуши с надписями «Илья Репин» и «Василий Суриков», соответственно. И это правильно. Но вот зачем на обратных сторонах постаментов крупными буквами перечислены причастные к созданию и установке этих паматников организаторы, исполнители и спонсоры?!
Понятно, что это дань веяниям нашего коммерческого времени, но всё же, всё же, всё же…
Румянцевский сад,
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев