Тяговая подстанция №6 на Лесном проспекте

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: НА УЛИЦАХ ГОРОДА

Электрический трамвай, как новый вид городского транспорта на смену конки, появился в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. Открытие первого трамвайного маршрута от Адмиралтейского проспекта через Николаевский (совр. Благовещенский) мост до 8-й линии Васильевского острова состоялось 29 сентября 1907 года. Показав свою эффективность, трамвайная сеть стала со временем широко разветвляться, связывая центр города с окраинами.
Для связи Лесного с центром города, в 1913 году на Лесном проспекте была построена Выборгская понижающая (трансформаторная) подстанция городского трамвая.

Построена она была по проекту гражданского инженера Александра Алексеевича Ламагина. Построенное в стиле модерн здание отличали лаконизм и продуманность. Высокое, но одноэтажное крыло машинного зала прорезали огромные окна, освещавшие естественным дневным светом техническое помещение. Само здание отличали большая асимметрия в размеров и объёмах его составляющих частей.
После революционных событий 1917 года Выборгская подстанция получила название «Тяговая подстанция им. Пролетарской диктатуры энергохозяйства ТТУЛ».
В 1932 году здание модернизировали.

В 2001 г. здание включено КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
В 2018 году здание трамвайной подстанции в Выборгском районе Петербурга КГИОПом признали региональным памятником и включили в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В настоящее время в здании располагается подстанция городского электрического транспорта, административные помещения и мастерские.
Современный адрес этой тяговой подстанции: Лесной проспект, 28. В городском хозяйстве она числится под номером 6.

В историю нашего города она вошла как одна из трёх блокадных трамвайных электроподстаций.
В годы блокады трамвай был видом транспорта, который перевозил людей и грузы. В обороне города ленинградский трамвай выполнял важную роль, подвозя к передовой боеприпасы, отвозя с неё раненых. Но 3 января 1942 года подача электроэнергии окончательно прекратилась. 52 состава трамвая и более 60 троллейбусов замерли на улицах, проспектах и площадях. Пережив ужасную блокадную зиму, была поставлена задача о возобновлении трамвайного движения. Для чего было необходимо восстановить около 150 км контактной сети, расчистить и восстановить рельсовые пути, подать электричество. В этом активное участие принимали как специалисты, так и простые жители. С главной задачей — подачей электроэнергии — справились три городские тяговые подстанции в разных районах города. В их числе была и Выборгская.
8 марта 1942 года было подано напряжение в контактную сеть и пущены грузовые трамваи. А 15 апреля началось регулярное пассажирское трамвайное движение. Не надо особо говорить, какое значение это имело для жителей блокадного Ленинграда.

В память о подвиге трамвайщиков блокадного Ленинграда на здании тяговой подстанции № 6 установлена мемориальная доска. На доске из белого мрамора золотыми литерами высечена надпись: «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрождённого трамвая«.

Вид на тяговую подстанцию № 6 из глубины Сампсониевского сада.

PS.    Движение троллейбусов было возоблено 24 мая 1944 года, через четыре месяца после окончательного снятия блокады Ленинграда.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)


Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев