Центральный военно-морской музей

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ

Месяц назад, 24 января 2019 года, Центральному военно-морскому музею (ЦВММ), одному из крупнейших в мире, исполнилось 310 лет. Именно тогда в одном из писем царя Петра I говорилось о необходимости создания Модель-камеры при Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Она должна была стать, и стала, хранилищем документов, чертежей, а самое главное – моделей кораблей, которые в то время строились в России. В 1805 году Указом императора Александра I на базе Модель-камеры был основан «Морской музеум». Вполне логично, что в 1908 году Морскому музею было присвоено имя его основателя — Петра Великого. В 1924 году музей получил официальное название «Центральный военно-морской музей».
В 1939 году было принято решение о его переводе в здание бывшей Биржи (арх. Ж.Ф. Тома де Томон, 1805-1810 гг.) на Стрелке Васильевского острова.

В том музее я бывал много-много раз. В детстве — с родителями, в школьные годы — на экскурсиях с классом, затем уже самостоятельно. Вообще морская тематика меня всегда интересовала. Мои отец и дядя были военными моряками, сам я мечтал быть нахимовцем, но по разным причинам не сложилось… В 1975-м пропагандистская работа Центрального военно-морского музея была вознаграждена орденом Красной Звезды.

Постоянно увеличивающееся количество экспонатов привело к тому, что в 2012 году ЦВММ во второй раз в своей истории переехал.

На сей раз в здание бывших Крюковских морских казарм (построены в 1846 году, перестроены в 1853). В них размещались матросы и офицеры Второго Балтийского флотского экипажа.

В фойе на входе посетители знакомятся с основными датами в истории музея и план-схемой музейной экспозиции. Это тем более необходимо, ведь если в здании Биржи было всего 10 залов, то сейчас их 25. Общий музейный фонд составляет около 700 тысяч предметов, в том числе более 2000 моделей кораблей.
       Перед входом в центральный зал музея — Зал славы Русского флота — установлена скульптура Петра I на невысоком пьедестале. Вряд ли ошибусь, сказав, что это бронзовая отливка с наиболее популярной модели скульптора М.М. Антокольского 1872 года. Скульптурную композицию завершает большое основание из чёрного полированного мрамора, на котором крупными литерами написано: «МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ…»

Под таким названием 30 октября 1696 года по представлению царя Петра I Боярская Дума приняла постановление, которое стало первым законом о флоте и официальной датой его основания.
Слева от скульптурной композиции находится галерея, где представлены образцы пушечного вооружения старинных кораблей. На стене развешены картины на морскую тематику.

На нижнем фото: пушка-единорог 4-фунтового (88 мм) калибра на корабельном станке.
Центральным в музее является Зал славы Русского флота.
Первым при входе в него посетители видят гордость музея — ботик Петра I. Его характеристики: длина — 6 м, ширина — 1.82 м, вес — 1280 кг.

Ботик 16-летний Пётр нашёл в 1688 году в царском селе Измайловском под Москвой. На нём Пётр , плавая в Просяном пруду и по реке Яузе, учился хождению под парусами. В январе 1722 года по случаю торжеств в Москве, посвящённых окончанию Северной войны, ботик поставили в Кремле на всеобщее обозрение. Тогда же, уже будучи императором, Пётр I назвал его «Дедушкой русского флота». В 1928 году ботик передали в ЦВММ. В 1997 году ботик был представлен в экспозиции выставки в Нью-Йорке, США, в связи с фестивалем «Салют, Санкт-Петербург». Там же американскими специалистами с участием сотрудников Центрального военно-морского музея были выполнены работы по реставрации ботика, подтвердившие, что дереву больше 300 лет.

В зале экспонируются уникальные модели кораблей, образцы оружия и техники, отечественные и трофейные корабельные флаги, произведения живописи, графики русских и зарубежных художников и другие раритеты. Крупномасштабные модели кораблей просто поражают точностью в воспроизведении конструкции корпусов, вооружения, такелажа.

Модель фрегата «Паллада», который был заложен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге 2(14) ноября 1831 года, спущен на воду 1(13) сентября 1832 года. Скорость хода фрегата превышала 12 узлов. Длина судна 52,8 м, ширина 13,6 м. Вооружение составляли пятьдесят два орудия 24- и 32-фунтового калибра. Фрегат был назван в честь греческой богини войны и победы, а также мудрости, знаний, искусства и ремесла.

Справа от скульптурной композиции Петра I находятся небольшие залы, рассказывающие о различных периодах становления российского флота.

Выставка, повествующая о первых годах советского военно-морского флота.

При реставрации Морских казарм и перестройке из под нужды музея, внутренний двор-плац превратили в атриум. Внешние и некоторые внутренние стены оформлены кирпичной кладкой. На мой взгляд, для музея смотрятся неплохо и в духе своего времени.

Особенно, когда вдруг на фоне такой стены встречаешь скульптурную группу «В.И. Ленин беседует с матросом».

Одну из стен атриума украшают носовые украшения старинных кораблей. Их снимали с отслуживших свой срок кораблей и передавали в Морской музей. На правом фото ближайшая скульптура — гипсовая модель носового украшения корвета «Витязь» 60-х годов XIX века.

В атриуме регулярно проводятся временные выставки. Во время моего с внуком посещения музея здесь была развёрнута выставка, посвящённая российской тельняшке.

Здесь же, пользуясь большой высотой закрытого помещения, установлен перископ подводной лодки «Щ-303», которой во время Великой Отечественной войны командовал Г.С. Травкин, потопивший 2 корабля и 12 транспортов. Длина перископа 9 метров, увеличение оптической системы х1.5 и х6 крат. Перископ разрешается трогать, можно даже посмотреть и увидеть в окуляре плывущий по морю корабль (разумеется, имитация)…

В самом конце атриума демонстрируется настоящий самолёт. Это один из самых массовых советских истребителей 1930-х годов — И-16 конструкции Н.Н. Поликарпова. Общее число серийно выпущенных самолётов 10292. Истребители И-16 участвовали в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и в первые годы Великой Отечественной войны. На представленном самолёте, зав. № 2821395, вып. 1940 г., воевал дважды Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов с июля по октябрь 1941 года в составе 2-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота. Всего на самолётах типа И-16 он сбил 14 самолётов противника.
Основные тактико-технические характеристики: размах крыла 9.004 м, длина 6.13 м, максимальная скорость 463 км/ч.
Бюст дважды Героя Советского союза подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова выполнил скульптор В.В. Лишев в 1946 году.
В прежнем музее в здании Биржи экспозиция, посвящённая Б.Ф. Сафонову, была представлена более комплексно и интересно. Конечно же, на мой взгляд. Самолёт был подвешен под потолком на тросах. Под ним находились бюст лётчика-североморца и витрина с его личными вещами. А здесь — в затемнённом закутке, залакированный самолёт на светлом кафельном полу ну абсолютно не смотрится…

В этом месте в конце атриума можно подняться на второй этаж для продолжения осмотра музея. И уже сверху посмотреть на Зал славы Русского флота. Слева развешена коллекция кормовых флагов российских кораблей. Справа — трофейные флаги вражеских кораблей.

В Центральном военно-морском музее хранится самая крупная в Петербурге коллекция картин Ивана Айвазовского — 25 работ. Крайняя справа — картина И.К. Айвазовского «Синоп. Ночь после боя». Левее его же картина — «Синопский бой. 1853 г.»

Один из залов, отражающий участие ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. На нижней фотографии — модель линкора «Октябрьская Революция». О линкоре и о службе на нём моего отца я ранее вкратце рассказывал, так что повторяться не буду. Вот только вспомнил, а потом и нашёл тому подтверждение, что в музее в здании Биржи демонстрировалась другая модель «Октябрины». Была она выполнена в масштабе 1:50 и электрифицирована — показаны ходовые огни и внутреннее освещение.

Послевоенному периоду развития военно-морского флота в нашей стране также отведены несколько залов музея.
Крупномасштабная модель тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143 «Киев». Изготовлена модель в 1983 году в масштабе 1:100. Проект 1143 включал четыре ТАВКР, «Киев» был первым. Спущенный на воду в декабре 1972 года, в июле 1993 был выведен из состава флота. Проданный в Китай, являл собой пример военно-морской техники СССР. В последующем был переоборудован в роскошный отель.

Ещё один из залов, рассказывающий о развитии ВМФ в последнее время.

Кроме различных образцов вооружения и моделей кораблей, в музее демонстрируются и модели самолётов — от старинных до современных. Как занимающемуся в авиамодельном кружке, для внука они также были очень интересны.
По словам директора музея генерал-майора Руслана Нехая, в скором времени музей будет называться Центральный военно-морской ордена Красной Звезды музей имени Петра Великого.

Шесть филиалов ЦВММ имеют статус структурных подразделений музея.
— Крейсер «АВРОРА» — Санкт-Петербург, Петроградская набережная.    http://fotopitera.ru/2017/11/10/крейсер-аврора/
— Подводная лодка Д-2 «НАРОДОВОЛЕЦ» — Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10.    http://fotopitera.ru/2013/11/26/подводная-лодка-д-2-народоволец-2/
— Музей «ДОРОГА ЖИЗНИ» — Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, ж/д ст. Ладожское Озеро.
— КРОНШТАДТСКАЯ КРЕПОСТЬ — Кронштадт.
— Музей БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА — Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Кронштадтская, 1.
— Крейсер «МИХАИЛ КУТУЗОВ» — Краснодарский край, г. Новороссийск, Набережная Адмирала Серебрякова, 2А.

PS.    По приведённым ссылкам можно хотя бы кратко ознакомиться с теми филиалами ЦВММ, где я бывал…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +4 (from 4 votes)
Центральный военно-морской музей, 10.0 out of 10 based on 1 rating 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев