Музей оловянного солдатика — продолжение от 5 января 2019

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ

Как бы кто не относился к оловянным солдатикам, но об одном из них, я просто уверен, многие знают с детских лет. Конечно же, это «Стойкий оловянный солдатик» из одноимённой сказки датского писателя Ганса Христиана (общепринятое русскоязычное написание, правильнее же Ханс Кристиан — Hans Christian Andersen) Андерсена. И просто замечательно, что этому персонажу отведён отдельный зал, где разыгрывается целое представление, которое ничем не отличается от настоящего, только куклами руководят не актеры, а различные механизмы.

Впервые опубликованная в 1838 году, сказка «Стойкий оловянный солдатик» со временем стала широко известна в мире. По ней ставили спектакли и мюзиклы. В 1934 году американский мультипликатор Аб Айверкс снял её первую экранизацию, заменив «Тролля в табакерке» на игрушку «Джек в коробке». В 1947 году французские мультипликаторы Поль Гримо и Жак Превер сняли свою версию мультфильма, заменив солдатика на акробата. В 1976 году на студии Союзмультфильм вышла советская экранизация сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Куклы, мультимедийные технологии, специальная локальная временная подсветка персонажей, музыкально-шумовое оформление, на мой взгляд, весьма удачно оживляют персонажи знаменитой сказки. Длится представление порядка 10 минут.

Так уж получилось, что перед посещением музея я с внуком вспоминал эту сказку. Так что сюжет её мы хорошо помнили. И, тем не менее, Гоша после представления сказал, что ему оно очень понравилось. И что он даже вздрогнул, когда в всполохах красного света из табакерки неожиданно выскочил Тролль (кажется, нечто похожее было и у меня)…
       Одним из самых запоминающихся в Музее оловянного солдатика является «Последний парад Российской императорской гвардии * 1914 год» — мультимедийно-декорационный объект, включающий в себя электромеханическое оборудование в сочетании с аудио, световым и видео оформлением.

История его создания и появления в музее очень интересна, временами трагична и растянулась на многие десятилетия XX-XXI веков. Оказавшись волею судеб на чужбине, потомок русских морских офицеров, офицер советского флота Георгий Владимирович Иванов решил в память российской императорской гвардии создать серию оловянных фигурок. Работая в Стокгольме в велосипедной мастерской, жил в крайней бедности и всё, что зарабатывал, почти тридцать лет тратил на создание солдатиков. Майские парады русской армии в Санкт-Петербурге на Марсовом поле были ежегодными, ими заканчивались зимние сезоны, после чего армии уходили на манёвры в Царское село. Парад в 1914 году оказался последним — в огнях Первой мировой и Гражданской войн кончилась эпоха императорской гвардии.
Основой для точного исторического соответствия послужили фотографии, рисунки, мемуары, письма участников или свидетелей того парада. Г.В. Иванов за недостатком средств не смог реализовать весь свой план, но он создал всю гвардейскую кавалерию, всю пехоту, основные типы армейской кавалерии и пехоты – несколько сотен фигурок. В 1960-70-х годах среди собирателей оловянной миниатюры распространилась мода на реконструкции боевых построений. Немецкие коллекционеры Руперт Байер и Пауль Бертольд, взяв за основу фигурки Г.В. Иванова, реконструировали последний парад Российской императорской гвардии. Работа заняла десятилетия.
В 1970-х годах в работу включились другие известные мастера и гравёры из Франции и Германии, советский художник В. Куликов. Формы возвращались к Г.В. Иванову, который самостоятельно отливал фигурки. В 1990-х годах к проекту присоединились россияне — художник О.А. Сокруто и художник-гравёр В.Н. Нуждин.

Были созданы образы императора Николая II и свиты, изображения всей гвардейской кавалерии (15 полков), императорского конвоя, гвардейского жандармского эскадрона, оркестров кавалергардов и гвардейских кирасир, роты дворцовых гренадер, четырёх полков 1-й гвардейской пехотной дивизии, Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка. Всего 2654 фигурки.
Руперт Байер справедливо опасался, что его коллекция может быть распродана на аукционах, а потому потеряет свою цельность и ценность. Он обратился в Санкт-Петербургский музей А.В. Суворова, однако финансовой возможности купить такой экспонат у музея не было. Выручил меценат, петербургский предприниматель Мусса Хабалевич Экзеков. Он купил коллекцию целиком и в конце 2017 года в музее в присутствии гостей и официальных лиц состоялась торжественная церемония подписания акта дарения. «Конечно, такая коллекция не должна была остаться за границей, — сказал М.Х. Экзеков — Ее место — именно в Петербурге, в музее, который прославляет подвиг российского воинства».

Для демонстрации этой коллекции была создана витрина с движущейся подложкой. Петербургский театральный художник Г.В. Фильштинский и его студия «Шоу-консалтинг» «оживили» макет, заставив полки снова маршировать по плацу. Одновременно идет как бы прямая трансляцию парада. На мониторах над макетом демонстрируются крупные планы проходящих полков. Телеведущий рассказывает их краткую историю. В ответ на приветствия проходящие гвардейцы громогласно отвечают. Звучит музыка.

Выглядит всё это действо весьма динамично и захватывающе. Так и хочется поподробнее рассмотреть каждое построение полков. У каждого своя красочная форма, свои штандарты.

Полки всё проходят и проходят по плацу. На ступенях перед зданием казарм Павловского гренадерского полка, гениальным творением архитектора В.П. Стасова, построенного в 1817-1821 годах, застыли солдаты почётного караула. Движение полков сопровождает сводный военный оркестр. Длится демонстрация парада порядка 8 минут.
Справа от макета на стене установлен красочный стенд с кратким описанием истории его создания и сохранения для России.
Связующим элементом Музея оловянного солдатика является макет «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» во всю стену зала.

Посетители видят его дважды. Но в начале они просто проходят мимо него. А подробным рассказом с демонстрацией его в действии заканчивается экскурсия по музею.
В этой диораме изображены четыре основных эпизода Швейцарского похода А.В. Суворова- подъём на Сен-Готард и штурм Чёртова моста…

… Собирательный образ боёв в Мутенской долине, ведь бои шли не один день. И, конечно же, окончание похода — подъём на перевал Паникс и спуск с него, который изображён на знаменитой картине В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», хранящейся в Русском музее. Здесь изображён момент, когда А.В. Суворов воодушевляет своих чудо-богатырей на последний рывок. Кстати, это единственная конная фигура во всей диораме.
Локальное световое и звуковое сопровождение — шум водопада, звуки выстрелов, музыка полков — в сочетании с актёрскими голосами усиливают ощущение присутствия. Когда идёт рассказ о конкретном эпизоде, остальная часть диорамы не подсвечивается и не озвучивается.

Работа над макетом заняла около двух лет. Его автор — художник-гравёр Владимир Нуждин.
В этом же зале около выхода на столике лежит книга, в которой посетители могут оставить свои впечатления от увиденного и услышанного.

PS.    Мне с внуком понравился музей. Для внука это было в новинку. ну, другие сейчас игры, по большей части компьютерные, виртуальные. Я же просто окунулся в детство. У многих из нас тогда в 1950-60-х годах были солдатики, рыцари — оловянные и пластмассовые.  Мы играли в них, обменивались. Я же вообще сделал из фанеры, выпиливая и выжигая, макет крепостной стены с башнями. В стенах и башнях были бойницы, у которых я расставлял фигурки лучников. В центральной башне были устроены крепостные подъёмные ворота. Я тогда увлекался чтением исторических романов и до сих пор помню из «Квентина Дорварда»:

Другой поэт, быть может, воспоет
Ширь бракемонтских замковых ворот,
Когда вступает в них шотландский странник,
Как бракемонтской госпожи избранник.

Из деревянных катушек из под ниток были сделаны пушки, стреляющие спичками и деревянными палочками-снарядиками. Играл, чаще всего защищая крепость или с братом или с ребятами со двора…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)
Музей оловянного солдатика - продолжение от 5 января 2019, 10.0 out of 10 based on 2 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев