С фотоаппаратом по Питеру » Архив блога » Дом Энгельгардта, Малый зал филармонии

Дом Энгельгардта, Малый зал филармонии

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: СПЕКТАКЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, КОНЦЕРТЫ

На углу пересечения Невского проспекта с Екатерининским каналом (совр. канал Грибоедова) во второй половине XVIII века был построен, предположительно, по проекту архитектора Б. Растрелли, двухэтажный дворец в стиле барокко. В течении времени дворец менял своих владельцев. Но в историю города это место вошло, когда в 1829 — 1831 годах здание по проекту архитектора П. Жако было полностью перестроено для четы Ольги Михайловны Энгельгардт (в девичестве Кусковой) и Василия Васильевича Энгельгардт.
Здание стало 4-этажным, фасад со стороны Невского проспекта украсил портик на уровне 3 — 4-го этажей. Из нововведений особо выделялись Парадная лестница, гостиные и концертный зал с прекрасной акустикой на втором этаже. В тридцатых годах прошлого столетия при дворе и во многих знатных домах столицы проводились маскарады, или, как тогда говорили, маскерады. Но особой популярностью они пользовались в доме у Энгельгардта. В музыкальных вечерах в концертном зале выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, М.И. Глинка, П. Виардо и другие знаменитости. И дом Энгельгардта стал в то время  музыкальным центром Санкт-Петербурга.
Во время блокады фасад здания со стороны Невского проспекта был разрушен авиабомбой. Но одним из первых в 1944 — 1948 годах оно было восстановлено по проекту архитекторов В.А. Каменского и А.А. Леймана.

15 мая 1949 года в здании открылся Малый зал Ленинградской филармонии, названный в честь композитора М.И. Глинки.

В 1966 — 1968 годах в угловую часть здания, обращенную к каналу Грибоедова и Дому Зингера на его противоположном берегу, был встроен вестибюль станции метро «Невский проспект».
Для знакомства с внутренним устройством Малого зала филармонии представился прекрасный случай личного характера. Вкратце./Жили-были в Ленинграде две девочки-подружки. Подросли, вышли замуж, одна из них стала моей женой. Стали дружить уже семьями. Родились дети — у нас два мальчика, у подруги — девочка. Дети занимались музыкой, но так, для всеобщего развития. Наши дети выросли, у них самих появились дети, наши уже внуки. Но если мои внуки и внучки увлеклись спортом (шахматы, синхронное плавание, воздушная гимнастика), то внук подруги увлёкся музыкой. У него проявились большие способности, стал серьёзно заниматься. И теперь это не мальчик Илюша, некогда ползающий по полу в нашей квартире, а 16-летний состоявшийся музыкант Илья Папоян — лауреат Международных конкурсов. И когда я узнал, что в прошедшую субботу в Малом зале филармонии состоится его фортепианный вечер, я не мог не прийти/.

Малый зал филармонии им. Д.Л. Шостаковича занимает только часть здания.

Причём, на первом этаже только вход, небольшой кассовый холл и раздевалки (театр же начинается с вешалки). Пройдя через входной контроль по традиционным бумажным билетам или электронным (как у меня), по лестнице поднимаемся на второй этаж.

На верхней площадке посетителей встречает бронзовый Михаил Иванович Глинка. Памятник композитора, в задумчивой позе сидящего на садовой скамье и просматривающего ноты, исполнил скульптор Г.Ф. Ветютнев.

Перед началом концерта необходимо пройтись по гостиным. При ремонте и реставрации был максимально возможно сохранён первоначальный интерьер. Потолки и стены украшает позолоченный орнамент. Пространство гостиных зрительно увеличивают огромные зеркала в простенках.

Определённое очарование придаёт разный уровень полов в некоторых гостиных. Между гостиными, различающимися цветовым оформлением, своеобразные портики с колоннами.

Глядя на это великолепие, легко представить атмосферу маскарада. Звучание музыки, кружение дам в шикарных нарядах. Недаром М.Ю. Лермонтов в своей драме «Маскарад» действие своих героев перенёс сюда.
«Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскерад
У Энгельгардта…»

Сейчас же в некоторых гостиных демонстрируется фотовыставка «Образцовая жизнь», организованная Культурным Центром Елены Образцовой. На фотографиях советская и российская оперная певица представлена в разные периоды своей жизни. Начиная с трогательной фотографии 1939 года «первый вокализ», сделанной в Ленинграде:

и кончая последними годами её яркой творческой жизни:

Но пора уже пройти в сам Малый зал филармонии и занять свои места.

Пока ещё не начался фортепианный вечер, есть время рассмотреть внутренний интерьер.
С 1869 года и до революции в Доме Энгельгардта размещался Петербургский Учётный и Ссудный банк. При ремонте здания внутренний интерьер его операционного зала при превращении в Малый зал филармонии был во многом сохранён или воссоздан. Стены, потолок, разбитые на кессоны, украшает золочёный орнамент. С потолка свисают бронзовые многорожковые люстры. Свод потолка поддерживают чередующиеся фигуры атлантов и кариатид.

Во время основной части фортепианного вечера, естественно, никто не фотографировал. После же окончания программы Илья Папоян исполнил еще пару произведений. При этом, так как часть зрителей ушла, а сама обстановка стала более свободной, можно было пересесть на лучшие места, пофотографировать.

Как принято, по окончании фортепианного вечера музыканту дарят цветы…

Адрес: Малый зал им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича, Невский проспект, 30.
До ближайшей станции метро «Невский проспект» буквально 25-30 шагов.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 3.5/10 (6 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 3 votes)
Дом Энгельгардта, Малый зал филармонии, 3.5 out of 10 based on 6 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев