Крейсер «Аврора»

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ, ПАМЯТНИКИ МОРСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ

«Что тебе снится, крейсер «Аврора»?»
Песня: автор слов — М. Матусовский, композитор — В. Шаинский

Много раз бывал на крейсере «Аврора», начиная с детских лет. Потом водил на неё своих детей. Настало время сводить на неё и внуков, хотя во время прогулок по городу бывали на набережной около неё не раз…

Вот и воспользовался для этого последними, якобы праздничными, выходными. На «вечную стоянку» у Петроградской набережной легендарный крейсер «Аврора» был поставлен 17 ноября 1948 года. Первое время использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища. Впоследствии крейсер стал кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, и в этом качестве сохраняется по настоящее время. В списках флота крейсер числится под гордым номером «1», в июле 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг.
Без лишних слов предлагаю небольшую обзорную фотоэкскурсию по кораблю.
Отстояв очередь, поднимаемся на корабль. Для справки: посещение без организованной экскурсии для школьников, студентов и льготной категории людей стоит 200 рублей, для остальных — 400.

Разумеется, первым делом, повернув направо, направляемся на нос крейсера, где установлено историческое орудие. На его щите привинчена отдраенная (как и положено на флоте) до блеска пластина, на которой выгравирована надпись: «25 октября 1917 года в 21 час 40 минут из носового 152 мм орудия крейсера «Аврора» по приказу военно-революционного комитета был произведён исторический выстрел — сигнал к штурму Зимнего дворца».

И пусть историки сейчас утверждают, что и особого-то штурма Зимнего не было, и что выстрел «Авроры» послужил лишь сигналом для вошедших в Неву кораблям призывом к бдительности… Пусть. Но грохот холостого выстрела «Авроры» навсегда вошёл в мировую историю. И осталась со школьных лет  в голове ёмкая фраза В. Маяковского: «…бабахнула шестидюймовка Авророва.»

А внук, что ж, ему, как любому мальчишке было интересно потрогать, покрутить механизмы настоящего орудия, посмотреть в зрительную трубу: «А что там, на другом берегу Невы?», хоть на несколько мгновений почувствовать себя в роли комендора.

Музейная экспозиция размещена внутри корабля под верхней палубой. В начале показаны бытовые условия матросов. В этом же помещении представлена модель «Авроры» на момент спуска корабля в мая 1900 года. Изготовлена она в модельной мастерской ЦВММ в 1953 году в масштабе 1:50. Уместно привести некоторые технические характеристики:
— класс «Авроры» — крейсер I ранга
— водоизмещение полное 6731 т
— длина 126.7 м
— ширина 16.8 м
— осадка 6.2 м
— скорость 20 узлов
— дальность плавания 4000 миль
— артиллерийское вооружение (на 1917 г.): пушки 152 мм — 14 шт., зенитные пушки — 6 шт.
— экипаж 570 человек, из них 20 офицеров.

Диорама, на которой представлены все 11 боевых кораблей Балтийского флота, вошедшие в Неву и Невскую губу и их расположение на 25 октября 1917 года.

Значительная часть музейной экспозиции посвящена, разумеется, участию «Авроры» и членов её экипажа в революционных событиях.

Кроме документов, фотографий и картин, в залах установлены интерактивные столы-планшеты, на которых можно самостоятельно выбирать и подробнее рассматривать интересующие вас материалы.

Вот вокруг-то их больше всего народа. Особенно трудно уследить, когда собираются дети — каждый норовит выбрать понравившийся ему элемент, не обращая внимания на других…

Под этим знаменем с надписью «Вся власть советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» шла на демонстрации в 1917 году одна из колонн моряков.

Плакат 1920-х годов «Да здравствует авангард революции Красный флот». Автор его, предположительно, В. Лебедев.
Кроме революционных событий, представлены и другие, в которых участвовал крейсер «Аврора». Наиболее значимое из них, конечно же, Цусимское сражение, произошедшее 14 — 15 (27 — 28) мая 1905 года в районе острова Цусима, в котором российская эскадра Тихоокеанской флотилии под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии адмирала Хэйхатиро Того.

Пониманию происходящего очень помогают мультимедийные средства отображения информации. Не только рассказывается, отдельные эпизоды морского сражения — с выстрелами, взрывами, затоплением кораблей…
Во время сражения крейсер выпустил около 2000 снарядов, но и сам был серьёзно повреждён японскими кораблями, получив 21 попадание вражескими снарядами. Осколком был смертельно ранен в боевой рубке командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев. Его, по морской традиции, похоронили в море у побережья Филиппин. Кроме капитана погибли 15 моряков, ещё 83 были ранены. Но благодаря самоотверженности экипажа крейсер сумел удержаться на плаву, найти временное убежище на Филиппинах. После возвращения на Родину и ремонта продолжил свою службу, участвовал в нескольких мирных походах.

Так, осенью 1911 года Великий князь Борис Владимирович, внук императора Александра II, на борту «Авроры» участвовал в коронации сиамского короля. И по желанию титулованного пассажира корабль посетил Батавию (совр. Джакарта, Индонезия). Этому малоизвестному событию посвятил свою картину художник С.А. Макаров.
Последние несколько залов, а всего их 9, посвящены истории корабля в Советское время.

В центре стенда — Почётный революционный военно-морской флаг, утверждённый 27 мая 1935 года.

В этих залах также установлены интерактивные планшеты.

На одном из стендов описана краткая история филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора», который был создан в 1956 году.

Напоследок на большом интерактивном планшете можно ознакомиться со всеми командирами крейсера «Аврора», начиная с первого — П.П. Молас, и до настоящего — А.О. Знаменщиков.

Закончив осмотр музея на жилой палубе, вышли на верхнюю палубу, ещё раз пройдясь по разрешённым её участкам.

На этом посещение крейсера «Авроры» закончилось. По трапу спускаемся с корабля на набережную.

PS.     Крейсер «Аврора» — корабль-мемориал. Напротив находится Нахимовское училище, на корабле оборудованы классы для их занятий. Но нахимовских кубриков теперь нет, ведь главная миссия корабля — музейная.

PPS.     В истории нет сослогательного наклонения. И всё же… Если бы не Перестройка, известные события конца 1980-х — начала 1990-х, то очень может быть все последние дни страна жила бы в состоянии эйфории от исторического события — 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Труженики села рапортовали бы о небывалом урожае, предприятия  отчитывались о трудовых подарках к юбилею. По площадям шли бы многотысячные колонны с плакатами «Слава Великому Октябрю!», а вечером гремели залпы салютов. И на газетных полосах, экранах телевизоров красовался контур «Авроры» — Главного крейсера Революции…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (5 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +5 (from 5 votes)
Крейсер "Аврора", 10.0 out of 10 based on 5 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев