Граффити «История авиации и космонавтики в нашей стране»

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: ГРАФФИТИ

Несколько дней назад я рассказывал о сквере Чкалова. Хочется подробнее рассказать об этом примечательном месте.
Небольшой сквер Чкалова устроен перед высоким домом, один из фасадов которого является своеобразным экраном для огромных, во всю высоту дома, граффити.

Семиэтажный дом — современный адрес Пионерская улица, 22 — построен в 1912-1915 годах в стиле неоклассицизма. Начал строительство архитектор Димитрато Александр Николаевич, а заканчивал — Долгинов Иосиф Исаакович. Главный фасад, декорированный эркерами, балконами, различной обработкой стены, арочными входами в подъезды и внутренний двор, выходит на Пионерскую улицу. Фасад же, выходящий на Чкаловский проспект, лишён каких либо архитектурных изысков. И оформлен в виде двух краевых ризалитов-брандмауэров, между которыми гладкую стену прорезают многочисленные прямоугольные окна жилых помещений. Вот эти-то поверхности брандмауэров и использовали для своего проекта художники Мастерской монументального искусства «33+1» в мае 2011 года, посвятив его юбилею полёта в космос.

Роспись левого брандмауэра посвящена истории авиации в нашей стране. На это повлияло как нахождение на этом месте сквера и памятника Чкалову, так и близость Военно-Космической академии имени Можайского. На всю поверхность брандмауэра нанесена карта легендарного полёта экипажа В. Чкалова через Северный полюс в Америку. И портреты в медальонах трёх выдающихся личностей, оставивших значительный след в становлении и развитии авиации в России.

В нижнем левом медальоне изображён Петр Первый на фоне Петропавловской крепости. Разумеется, прямого отношения к авиации он иметь просто не мог. Но именно с личностью Петра I связывают скачок в развитии России. Более того, находящаяся поблизости Военно-Космической академии имени Можайского является преемницей Инженерной роты, учреждённой весной 1719 года по Указу Петра I и располагавшейся здесь же на берегу реки Петровки (совр. Ждановки).
При внимательном рассмотрении медальона внутри изображения Петропавловской крепости на её восточной стороне видны литеры ГДЛ. Именно там в 1930-е годы находились испытательные стенды Газодинамической лаборатории, где разрабатывались ракетные двигатели, послужившие прообразом мощных двигателей советских ракет и космических аппаратов.

Правее и выше находится изображение самолёта и его создателя А.Ф. Можайского. Александр Фёдорович Можайский (21.03.1825-01.04.1890) является изобретателем и пионером авиации. В середине 1870-х годах работал над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха. И построил его на собственные средства. К сожалению, официальных документов о ходе испытаний самолёта не сохранилось. По одним данным самолёт потерпел аварию при взлёте, по другим — самолёт сумел таки оторваться от земли и пролететь несколько сот метров. Но, как бы там не было, самолёт А.Ф. Можайского считается первым русским самолётом.

На самом верху, как пик развития авиации в довоенном Советском Союзе, изображён портрет Валерия Павловича Чкалова (02.02.1904-15.12.1938) и силуэт самолёта. Без малого 80 лет назад, 18 — 20 июня 1937, экипаж под командованием Валерия Чкалова совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США на самолёте АНТ-25. Это был первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США. Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил экипаж перелёта — Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова — в Овальном кабинете Белого дома. Вместо запланированной пятнадцатиминутной беседы, президент США проговорил с советским экипажем час и сорок минут. В Нью-Йорке лётчикам устроили торжественную встречу на улицах города.

Роспись правого брандмауэра посвящена развитию космонавтики в нашей стране. Что, опять-таки, в определённой степени связано с находящейся поблизости Военно-Космической академии имени Можайского. На фоне карты звёздного небо отображены ключевые этапы в истории российской и советской космонавтики.

И начало положил учёный-мечтатель Константин Эдуардович Циолковский (05/17.09.1857-19.09.1935). «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Именно Циолковский доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. Им же была детально разработана математическая теория движения одноступенчатых и многоступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.

4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Запустили его с космодрома Байконур ракетой-носителем «Спутник». Первый ИСЗ имел вид шара диаметром 58 см массой 83.6 кг. Его радиопередающее устройство через 4 штыревые антенны передавало сигналы на Землю. Диапазоны частот передатчиков спутника были выбран так, чтобы слежение за спутником могли осуществлять радиолюбители. В течении двух недель после старта можно было принимать позывные спутника «Бип. Бип». Первый искусственный спутник проработал на орбите до 4 января 1958 года, совершив 1440 витков вокруг Земли.

Ярчайшим достижением советской космической программы стал первый в мире космический полёт с человеком на борту. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» с пилотом Юрием Алексеевичем Гагариным (09.03.1934-27.03.1968) стартовал с космодрома Байконур, совершил один виток вокруг Земли и через 108 минут приземлился в Саратовской области. День 12 апреля объявлен праздником и отмечается в мире как День космонавтики.
Творцом выдающихся побед советской космонавтики является Главный конструктор Сергей Павлович Королёв (12.01.1907-14.01.1966). С.П. Королёв — учёный, инженер-конструктор, создатель советской ракетно-космической техники. Под его руководством были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Прекрасный повод вспомнить исторические достижения нашей страны предоставили граффити на доме 22 по Пионерской улице.
Необходимо добавить, что над проектом граффити работали художники: Руслан Атрохов, Всеволод Древло и Алексей Ромкин. Идея — Юлия Августинович, эскиз — Руслан Атрохов.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 7.0/10 (3 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +7 (from 7 votes)
Граффити "История авиации и космонавтики в нашей стране", 7.0 out of 10 based on 3 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев