Некоторые замечания по внешнему виду и установке нового орла на здание музея А.В. Суворова

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ

Трёхглавый орёл, в соответствии с «Утверждённым проектом музея для увековечения памяти Генералиссимуса Князя Италийскаго Графа Суворова Рымникскаго» архитектора Александра Ивановича фон Гогена, находился на вершине центральной башни здания со времени открытия музея 13 ноября 1904 года.

muz_old

После известных революционных событий в 1918 году орла сняли.
Довольно долго как такового музея А.В. Суворова просто не существовало. Пострадавшее во время блокады здание музея после окончания войны отремонтировали и в 1951 году по постановлению Совета министров СССР музей открыли вновь. Но на вершине при этом установили пятиконечную звезду, которую в конце 1980-х годов тоже сняли.
К 100-летию музея было решено вернуть на его башню старинный российский символ. В 2003 году по старинным чертежам и фотографиям петербургский скульптор Сергей Самусенко разработал проект восстановления орла. Который и был изготовлен специалистами ООО «ЛИТОС» в технике гальванопластики. Установили его на башню музея 26 ноября 2004 года. При этом было заявлено, что новый орёл полностью соответствует первоначальному. Отметим это…
Воспользовавшись общим реставрационным ремонтом здания, 17 августа 2015 года орла сняли с целью обновления позолоты

20150817

Специалистам реставрационной фирмы «Матис» пришлось серьёзно потрудиться, чтобы восстановить облик орла. Под воздействием ветровых нагрузок и сурового петербургского климата поверхность сильно загрязнилась, крепления каркас, стяжки ослабли, частично утратилась позолота. Был усилен каркас, заменены элементы крепления отдельных деталей. Саму скульптуру полностью очистили и заново позолотили. На что ушло 85 «книжек» сусального золота (правда, не знаю какого, русского или европейского, стандарта).
Нового, уже третьего по счёту, орла установили на башню музея три дня назад, 10 октября. Обещают, что новый орёл сможет простоять наверху 25 лет.

compare1

Сравнивая изображения, я увидел некоторые различия. Одно положительное — отсутствуют проволочные стяжки крепления крыльев. Значит, действительно повышена прочность конструкции.
Но вот другое отличие уже значительно изменило внешний вид орла. Дело в том, что он трёхглавый и его головы, крылья и лапы развёрнуты относительно друг друга на 120 градусов. В соответствии с двухмерным изображением герба России, в одной лапе орла помещён скипетр, а в другой — держава. И что же в таком случае вложить в третью лапу? Каждый автор, скульптор решал такую задачу по разному. В нашем городе есть ещё несколько трёхглавых орлов. Так, например, на Спасе-на-Крови в лапах у орлов вообще нет ничего. Зато в лапах трёхглавых орлов на ограде Александровской колонны на Дворцовой площади во всех трёх лапах свой атрибут- скипетр, держава и меч (в моём фотоархиве их изображения есть, не привожу их потому, что а данном случае они вторичны)…
Кому всё же интересно, посмотрите:
http://fotopitera.ru/2010/02/18/храм-воскресения-христова/
Но вернёмся к нашему орлу. В реинкарнации 2004 года (левое фото): в одной лапе держава, в двух других — по скипетру. А у новейшего орла во всех трёх лапах разные атрибуты — держава, скипетр и меч.
Но при этом уместно задаться вопросом: так какой же орёл исторически более «правильный»? Нигде не смог найти на этот вопрос ответ (отсюда задержка настоящей заметки).

И ещё одно существенное, на мой взгляд, отличие. На этот раз в установке, точнее, в пространственной ориентации орла на башне здания.
По проекту архитектора А.И. фон Гогена орёл был установлен таким образом, чтобы при взгляде на него со стороны главного фасада музея он соответствовал двухмерному изображению символа Российской империи. При этом в правой лапе находится скипетр, а в левой — держава (для зрителя, соответственно, наоборот). Таким же образом был установлен орёл и в 2004-м году (левое фото).

compare2

Сейчас же при установке орла развернули на 90 градусов от прежнего положения по часовой стрелке. И фигура орла при этом воспринимается уже с трудом. Видны одновременно все три головы, три крыла, все атрибуты.

compare3

И чтобы увидеть привычный символ Российской империи, надо отойти к восточному крылу здания музея, налево от входа в него.
На моём левом фото от 4 декабря 2011 года взгляд со стороны главного фасада музея:

compare4

На правом от 12 октября 2016 года — со стороны восточного крыла здания, со стороны Таврической улицы.
Можно отметить, что с этих разных точек фотографирования орлы выглядят одинаково, в полном соответствии с двухмерным изображением символа Российской империи. Новый смотрится даже лучше из-за отсутствия проволочных стяжек, дополнительно фиксировавших крылья и атрибуты на предыдущем. И всё же, повторюсь, как исторически правильнее — пустая третья лапа или с мечом?

PS.    И почему изменена пространственная ориентация орла? Специально или по неведомой мне задумке?…

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.3/10 (8 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +12 (from 12 votes)
Некоторые замечания по внешнему виду и установке нового орла на здание музея А.В. Суворова, 9.3 out of 10 based on 8 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев