По рекам и каналам Санкт-Петербурга

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МОСТЫ, НАБЕРЕЖНЫЕ РЕК И КАНАЛОВ

Гулял в центре города с внуками. Ясный солнечный день с красивыми облаками — как-то не люблю безоблачное небо, фотографии выходят неинтересными, — тепло, в меру ветрено. Вот и решил показать им наш город с борта прогулочного теплохода. Тем более, что ещё весной обещал им сделать это, когда будет тепло. Но то дела, то погода не располагали к выполнению обещания. А потом и вовсе на целых два месяца внуки улетели на Сахалин отдыхать…

ship_01

Повезло, мы были самыми первыми пассажирами на теплоходе. Немного подождав, когда вся открытая палуба заполнилась, началась наша прогулка по рекам и каналам.

ship_01a

Пункт отправления — один из причалов на Кронверкском проливе, омывающем Петропавловскую крепость с севера. Прямо по курсу Иоанновский мост, самый старый мост в нашем городе. Разумеется, за время своего существования он несколько раз перестраивался. Но до сих пор сохраняет старинные черты — с многочисленными деревянными опорами-сваями, с деревянным настилом. Так как перекинут он через Кронверкский пролив наискосок, то его длина немалая, 75 метров при ширине 11 м.

ship_02

Проплыв пол Иоанновским мостом, вышли в Неву. Справа по борту — на естественном Заячьем острове стоит Петропавловская крепость с одноименным собором. Колокольня Петропавловского собора, увенчанная шпилем с фигурой летящего ангела, возвышается на высоту 122.5 метров.

ship_03

Наш теплоход поворачивает налево, под Троицкий мост.

ship_04

Строился он по проекту французской фирмы «Батиньоль» в течении 1887-1903 годов.

ship_05

Проплыв под Троицким мостом, справа по борту виден искусственный остров, на котором разбит всемирно известный Летний сад. С севера его омывает Нева. С запада его границей является небольшой, длиной 648 метров, канал под названием Лебяжья канавка. Его прорыли в 1711-1719 годах. По Дворцовой набережной через Лебяжью канавку перекинут однопролётный Верхний Лебяжий мост. Длина моста чуть менее 19 метров при ширине 15 м.

ship_06

С востока Летний сад омывает естественная водная преграда — река Фонтанка. Ширина Фонтанки больше Лебяжьей канавки, поэтому и мост здесь перекинут трёхпролётный. Это один из первых каменных мостов в городе. Построен Прачечный мост в 1766-1769 годах и до наших дней сохранился практически в неизменном виде. Его длина около 41 метра, ширина чуть больше 14 м.
По Фонтанке теплоход прошёл до реки Мойки и свернул в неё.

ship_07

За Мало-Конюшенным мостом начинается часть города, по обеим берегам застроенная сохранившимися историческими зданиями. Справа на самом краю фотографии видно одноэтажное здание Круглого рынка архитектора Д. Кваренги постройки 1785-1790 годов.
За ним стоит трёхэтажный Дом Балкина архитектора А.И. Штакеншнейдера постройки 1863 года.
Ещё далее к нему примыкает семиэтажный Доходный дом постройки 1903-1905 годов архитектора А.К. Голосуева.

ship_08

Ширина реки Мойки достаточна для прохода на встречных курсах двум теплоходам.
Справа четырёхэтажный Доходный дом архитектора В.В. фон Витта постройки 1844 года по современному адресу: Набережная реки Мойки, 27.
Прямо напротив, на левом берегу Мойки находится особняк князей Волконских по современному адресу: Набережная реки Мойки, 12. В снимаемой в нём квартире прожил последние месяцы со своей семьёй Александр Пушкин. Здесь 10 февраля (29 января) 1837 года «Солнце нашей поэзии закатилось». В доме находится мемориальная квартира А.С. Пушкина. А во дворе 5 декабря 1952 года был торжественно открыт памятник гениальному русскому поэту. Об этом я рассказывал ранее    http://fotopitera.ru/2015/06/07/памятник-а-с-пушкину-на-мойке/
Далее здание особняка Д.А. Лобанова-Ростовского архитекторов Ю.Ю. Бенуа (с именем этого архитектора связано несколько заметок на моём сайте в рубрике «Сад и дача Бенуа»    http://fotopitera.ru/category/сад-и-дача-бенуа/  ) и Р.К. Мюллера постройки 1876 года.
Семиэтажный Доходный дом архитектора П.М. Макарова построен всего лишь столетие назад, в 1915 году. С современностью этот дом связывает то, что в 1990-2000 годах в нём жил первый мэр Санкт-Петербурга А.А. Собчак.
Прямо по курсу теплохода виден Зимний 2-й мост. Теплоход поворачивает направо, проходя под ним.

ship_09

Своды каменного Зимнего 2-ого моста настолько низкие, что до них легко дотронуться вытянутой вверх рукой. Что я и сделал.
Теплоход входит в Зимнюю канавку. Этот небольшой, длиной всего 228 метров при ширине 20 м, канал был прорыт в 1718-1719 годах. Впереди виден Зимний 1-й мост.

ship_10

Проходим под Зимним 1-м мостом и открывается последний отрезок Зимней канавки перед впадением её в Неву.
По мне, так это одно из любимейших мест в исторической части города. Вроде бы ничего особенного. Но стоит задержаться, когда стоишь на набережной Зимней канавки, или просто внимательно присмотреться — открывается такая гениальная простота!
Слева здание Большого Эрмитажа архитекторов Ю.М. Фельтена и А.И. Штакеншнейдера. Справа — здание Эрмитажного театра Д. Кваренги. Соединяет их высокая арка с переходной галереей над ней, построенная в 1780 году. С аркой и галереей над ней связаны два интересных факта. Во-первых, достоверно не известно их авторство. Долгое время его приписывали Д. Кваренги. В последнее время автором считают Ю.М. Фельтена. И второй факт из «было-не было». Вроде бы по окончании строительства распространились слухи, что арка непрочная и в любой момент может обрушиться. Чтобы их пресечь, императрица Екатерина II приказала устроить в галерее пир с большим числом приглашённых. Арка всё прекрасно выдержала и стоит до сих пор.
Через Зимнюю канавку в месте её впадения в Неву перекинут Эрмитажный мост. Этот старейший каменный мост из-за своей «горбатости» стал одним из символов нашего города. С этим мостом связан трагический исторический факт — в 1868 году на почве несчастной любви с него бросилась в воду некая Юлия Перова. Когда в 1890 году П.И. Чайковский писал свою оперу «Пиковая дама», он попросил включить сей факт в либретто своему брату Модесту. И хотя его, естественно, нет в произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама», жившего задолго до этого, у Эрмитажного моста появилось народное название «Мостик Лизы».

К слову. Даже те, кто никогда не был в театре и не слушал в живую оперу «Пиковая дама», могли видеть сцену из 3-его действия оперы в кинофильме «Воздушный извозчик». Это когда главный герой лётчик Баранов, возвращаясь  с задания в тыл немцев, вёл самолёт в тумане, используя а качестве радиокомпаса трансляцию оперы «Пиковая дама». Его возлюбленная, певица Наташа в это время пела арию Лизы: «Ах, истомилась, устала я! Ночью ли, днём, только о нём…» А на декорации за ней как раз и изображены арка и Эрмитажный мост. (В разгар войны, в 1943 году снимать такой светлый и оптимистический фильм!!!)

ship_11

Пройдя под Эрмитажным мостом, выходим на Стрелку Васильевского острова. Перед нами Ростральные колонны, некогда служившие маяками, и здание Биржи архитектора Тома де Томона. Остаётся только поражаться и восхищаться гению французского архитектора, создавшего в 1805-1810 годах один из лучших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

ship_12

Повернув налево под Дворцовый мост, доплываем до Сенатской площади. Открывается прекрасный вид на Александровский сад, Исаакиевский собор за ним и западное крыло Адмиралтейства.
В этом месте наш теплоход поворачивает назад.

ship_13

Возвращаемся к Дворцовому мосту. За ним виден Зимний дворец. Перед ним — восточное крыло Адмиралтейства архитектора А.Д. Захарова.

ship_14

В настоящее время штаб Военно-Морского флота России находится в Санкт-Петербурге, в Адмиралтействе. Развевающиеся над обеими башнями Адмиралтейства Андреевские флаги означают, что главнокомандующий ВМФ находится в Штабе.

ship_15

Прямо по курсу — Дворцовый мост. Этот постоянный разводной мост через Неву был открыт в декабре 1916 года. Его длина 260 метров при ширине около 28 м. За мостом справа по борту виден Зимний дворец. Построенное в 1754-1762 годах по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли, здание является уже пятым по счёту дворцом на этом месте. В настоящее время в нём размещается известнейший мировой музей Государственный Эрмитаж.
Кстати, по версии одного из крупнейших туристических сайтов мира TripAdvisor от 14 сентября с.г. Государственный Эрмитаж и Зимний дворец возглавляют рейтинг лучших музеев нашей страны — уже второй год подряд.

ship_16

Пройдя под Зимним мостом, возвращаемся на простор Стрелки Васильевского острова. Снова перед нами, теперь уже прямо по курсу теплохода, Троицкий мост. Открытый 16 мая 1903 года, к юбилею 200-летию Санкт-Петербурга, Троицкий мост при современных длине 582 метра и ширине около 24 м долго был самым большим мостом в нашем городе.

ship_17

Наш же теплоход перед Троицким мостом поворачивает налево к Кронверкскому проливу и Иоанновскому мосту. Пройдя под мостом, возвращаемся к пристани, откуда началась эта прогулка по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Продолжалась она немногим более часа.

PS.   Маршрутов водных прогулок по дельте Невы довольно много — есть из чего выбирать. Зависит это от места нахождения пристани. Прогулки-экскурсии по рекам и каналам нашего города сопровождаются или живым рассказом экскурсоводов или аудиогидом. На некоторых маршрутах вам могут предложить по окончании различные сувениры, ваши только что сделанные фотографии, а то и оформленные, например, в виде магнитиков. Теплоходы и катера курсируют по Фонтанке, Мойке, каналу Грибоедова, вверх по Неве и вниз, с выходом в Финский залив. На теплоходах и катерах на подводных крыльях можно доплыть до Петергофа, Стрельны, Кронштадта.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (4 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +5 (from 7 votes)
По рекам и каналам Санкт-Петербурга, 10.0 out of 10 based on 4 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев