Витебский вокзал — история, архитектура, внутреннее убранство

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: НА УЛИЦАХ ГОРОДА

       Первую в России железную дорогу между Санкт-Петербургом и Царским селом начали строить 1 мая 1836 года по указу, подписанным лично императором Николаем I. Автором и строителем был профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. И уже через полтора года, а именно 30 октября 1837 года, состоялось её торжественное открытие. В Санкт-Петербурге станция для железной дороги представляла собой открытую деревянную платформу и небольшое деревянное же здание для пассажиров и служебных помещений. Располагалась она на месте нынешней станции метро Пушкинская.
       Первая станция прослужила 12 лет. В 1849–1852 годах по проекту архитектора К. Тона было построено новое каменное здание станции, которое позднее перестраивалось и расширялось. К 1900-му году, когда было принято решение о строительстве большого современного вокзала, Царскосельский вокзал — по названию железной дороги до Царского села — представлял собой двухэтажное здание вдоль Загородного проспекта.
       Новый вокзал был построен в течение 1900-1904 годов.

Vitst_3

       Автором проекта являлся академик архитектуры Станислав Антонович Бржозовский. Проект здания в стиле модерн был весьма новаторским, поскольку помимо традиционных материалов, при строительстве предполагалось использование большого количества металлических конструкций. Здание нового Царскосельского вокзала было торжественно освящено 1 августа 1904 года. Современники весьма высоко его оценили. И до сих пор он является красивейшим среди пяти вокзальных комплексов нашего города.

Vitst_4       Здание вокзала характеризуется ярко выраженной асимметричностью. Главным фасадом здания является северный, выходящий на Загородный проспект. Левую его часть при взгляде со стороны Загородного проспекта украшает часовая башня. Над циферблатами часов распластали крылья совы, устроившиеся в нишах башни.

Vitst_5       Главный вестибюль вокзала устроен в массивном ризалите. Большую площадь фасада занимает арочный витраж. Над входами в вокзал установлены ажурные козырьки, выполненные по индивидуальным проектам. Ризалит венчает четырёхскатный купол, выполненный из металла.

Vitst_6

       По бокам арочного витража в верхней части фасада ризалита помещены изображения гербов городов, связываемых железной дорогой. Слева — герб нашего города, Санкт-Петербурга. Справа — герб Витебска. Вокзал называется Витебским с 1935 года.

Vitst_7       На полукруглом переходе северного фасада в западный в 1997 году установили мемориальную доску. В верхней части гранитного картуша помещён бронзовый медальон с портретом. На картуше надпись золотыми буквами: «Францу Антону фон Герстнеру автору проекта и строителю первой в России железной дороги — Царскосельской«. Под этой надписью выполненное из бронзы изображение паровоза с вагонами. Ниже ещё одна надпись: «Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года

Vitst_8

       Между часовой башней и главным вестибюлем на обоих этажах здания находятся кассовые залы. Потолок зала отдыха и предварительной продажи билетов на первом этаже вокзала поддерживают многочисленные четырёхгранные колонны. Раньше это помещение предназначалось для пассажиров III класса.
       Пройдя от входа под часовой башней через кассовый зал, попадаешь в главный вестибюль Витебского вокзала:

Vitst_9

       Сразу же видно, что это главный зал всего вокзального комплекса. Необходимо добавить, что в художественной отделке внутренних интерьеров принимал активное участие гражданский инженер, архитектор Сима Исаакович Минаш. Внутреннее убранство поражает своим богатством и разнообразием форм: широкое применение нашли мрамор, бронза, художественная ковка, витражи, зеркала и картины.
       Главный вестибюль вокзала отличается своими размерами — высота потолка более 20 метров. Его оформление навевает даже на некую «музейность», что свойственно модерну в стремлении создать единую эстетическую атмосферу. Попав в этот зал, так и хочется неторопливо пройтись и внимательнее рассмотреть его убранство. Большие поверхности внутренних стен украшены  окнами, в которые вставлены витражи. Через огромный арочный витраж на фасаде, выходящем на Загородный проспект, вестибюль заливает естественный свет. В тёмное время суток вестибюль освещают многочисленные и разнообразные светильники. С потолка свисают фонари, оканчивающиеся молочными шарами, оплетённые металлической сеткой. На стенах установлены бра интересной формы. По сторонам марша центральной лестницы установлены напольные торшеры, в завершениях которых установлены двухъярусные гроздья молочных шаров.
       Стены украшает лепной декор, покрытый бронзовой краской. Его мотивами являются растительные орнаменты, женские маски и изображения Меркурия — бога торговли и путешествий. Под самым потолком находятся два живописных панно художников В.И. Быстренина и С.И. Дудина. Слева от входа — Санкт-Петербург, вид на Неву с Исаакиевского собора. Справа — Одесса, вид на порт.

Vitst_10

       Особое значение в интерьере вестибюля имеет лестница. Центральный марш разделяется на два, распределяя пассажирские потоки. Лестница обрамлена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. На верхней площадке центрального марша лестницы установлен бюст императору Николаю I.
       Николай I внёс значительный вклад в строительство железных дорог в России, понимая их стратегическое значение в жизни страны. Именно он 15 апреля 1836 года подписал указ о строительстве железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села.

Vitst_11

       По обе стороны бюста установлены памятные доски из мрамора. Слева доска посвящена открытию Царскосельской железной дороги в царствование императора Николая I. Справа — открытию Витебской железной дороги в царствование императора Николая II.
       Правда, стоит отметить, что первые годы после открытия вокзала пассажиров встречал и провожал другой «Николай I». Ибо, как было принято, после революции бюст императора сняли, а на его место со временем установили бюст Ленину. В свою очередь, после распада Советского Союза и «переосмысления истории» сняли и бюст основателя Советского государства. И в ходе реставрационных работ вокзального комплекса к 300-летию нашего города 19 мая 2003 года был открыт новый бюст императору Николаю I. Его авторы: скульпторы В.С. и С.В. Ивановы, архитектор Т.Л. Торич. Бюст из тонированного гипса установлен на гранитный постамент.

Vitst_12

       С первого этажа на второй, помимо широких мраморных лестниц в главном вестибюле и часовой башне, можно подняться и по старинной винтовой лестнице. Сделана она из металла, ступени не сплошные, а с ажурным прозрачным рисункам, перила лёгкие и изящные. Винтовая лестница ведёт из отделения камер хранения, автоматических и ручных, в Световой зал перед перроном. В тёмное время разноцветная подсветка помещений создаёт определённый колорит. И совершенно не понятно поначалу, почему же зал перед выходом на перрон вокзала называется Световым?

Vitst_13

       Но посмотрите, как совершенно по другому зал выглядит днём! Ощущается широта и простор, зал просто залит светом, хотя во время съёмки был обычный пасмурный день. Дело в том, что значительная площадь потолка выполнена в виде застеклённой двускатной крыши.
       В одном из концов Светового зала 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог был открыт памятник Ф.А. Герстнеру — австрийскому инженеру.

Vitst_14

       Памятник представляет собой полноразмерную бронзовую скульптуру Ф.А. Гестнера, в руках которого модель паровоза «Проворный». На постаменте из красного гранита надпись накладными бронзовыми литерами «ФРАНЦ АНТОН ФОН ГЕРСТНЕР«. Ниже на бронзовой доске поясняющая надпись: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург — Царское село — Павловск -~- Открыта 30 октября 1837 г.»
       /Маленькая историческая справка. 30 октября 1837 года в 12:30, называется и другое время 12:45, от деревянной платформы в Санкт-Петербурге отошёл паровоз с 8 вагонами. Машинистом паровоза «Проворный» был сам автор и строитель железной дороги фон Герстнер. Среди пассажиров — император Николай I и другие почётные гости. Через 35 минут под крики «Ура!» встречающих состав прибыл в Царское село. После праздничного банкета поезд отправился в обратный путь. Желая показать все возможности нового способа передвижения, состав под управлением фон Герстнера прибыл в Санкт-Петербург уже через 27 минут. Средняя скорость составила 51 км/ч, а на некоторых участках она доходила до 64 км/ч. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» (издающейся в нашем городе до сих пор) на следующий день появилась заметка: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать. Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий»./
       В противоположном конце Светового зала находится Картинный зал.

Vitst_15

       В своё время это был зал для пассажиров I и II  классов. Зал великолепно украшен и также напоминает музейный. Днём он освещается естественным светом через огромные окна. В тёмное время его освещают многочисленные электрические светильники. Это и 5 свисающих с потолка литых бронзовых люстр, и 10 висящих на стенах великолепных бра из кованного железа и латуни. Потолок разбит на многочисленные кессоны, расписанные растительным и геометрическим орнаментом. В простенках установлены большие зеркала в красивейших рамах. Вдоль двух стен установлены длинные дубовые скамьи.

Vitst_16

       Но, конечно же, главным украшением зала, отчего он так и называется, являются картины. Написали их, предположительно в 1911 году, супруги, художники Николай Семёнович Самокиш (1860-1944) и Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924). На панно отображены картины из история Царскосельской железной дороги и её вокзалов.

Vitst_17

       Некоторые искусствоведы считают,что вот эти две картины — «Первый проезд императора Николая I по Царскосельской ж.д. 1837 г.» и «Павловский вокзал Царскосельской ж.д. Двадцатипятилетие 30 окт. 1862 г.» —  являются свободными копиями ранее мало известных произведений.

Vitst_18

       Авторство же остальных картин не подвергается никаким сомнениям.
       Из Светового зала попадаешь на перрон. Главная особенность Витебского вокзала — отправление и прибытие поездов происходит на уровне второго этажа. Насыпь, на которую уложен рельсовый путь, поднята на 5 метров. Дебаркадер, как раньше называли железнодорожные (и не только) пассажирские платформы с навесом, Витебского вокзала поражает своей необычностью. Построенный по проекту инженера В.С. Герсона, он представляет собой арочные металлические дуги, перекрывающие три огромных пролёта. Все элементы конструкций соединены с помощью заклепок.

Vitst_19

       Дебаркадер не перекрывает платформы целиком, всего лишь где-то на треть длины составов.

       Адрес: Загородный проспект, 52.

       PS.  Необходимо отметить, что Витебский вокзал не очень удобен для пассажиров с объёмным или тяжёлым багажом. Исторические лифты и транспортёры в настоящее время не работают (не понятно, почему их не ввели в строй в ходе последней реконструкции?) Вход в главный вестибюль с Загородного проспекта закрыт. По правде говоря, я вообще не помню, когда он был открыт и пользовался ли я им. Хотя последние лет 40 регулярно приходится или уезжать с него или приезжать — командировки, отпуска… В настоящее время основным входом в вокзал являются двери в часовой башне. Очень часто доступ в Картинный зал закрыт. После ввода в действие автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов были установлены металлические решётки, очень изменившие западный фасад вокзального комплекса вдоль улицы Введенский канал.
       Но это так, моё старческое брюзжание. И из всех пяти вокзалов Витебский — самый красивый и любимый для меня. Иногда захожу в него — просто гуляя по городу, никуда не уезжая — поднимаюсь по одной из лестниц в Световой зал, выхожу на перрон и так и хочется, чтобы подошёл не тепловоз, не электричка, а настоящий паровоз, с дымом и запахом гари из трубы, с клубами белого пара из-под колёс…

Мой блог находят по следующим фразам

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.9/10 (19 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +17 (from 17 votes)
Витебский вокзал - история, архитектура, внутреннее убранство, 9.9 out of 10 based on 19 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев