Галерная гавань, Шкиперский канал и мост

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МОСТЫ, НАБЕРЕЖНЫЕ РЕК И КАНАЛОВ

       В западной части Васильевского острова есть интересный памятник инженерного искусства первой половины XVIII века — Галерная гавань. По мере строительства Санкт-Петербурга расширялась занимаемая им территория. Освоение Васильевского острова началось с восточной стороны. Необходимость закрепления не только в устье Невы, но и непосредственно на берегу Финского залива, вызвала появление в 1721 году указа Петра I о строительстве на пустынном западном берегу Васильевского острова «фортеции» — Галерной гавани Гребного порта. Местом для её строительства стало устье Глухого (Чёрного) протока — Чёрными, по цвету воды, или Глухими тогда назывались безымянные речки и протоки, коих было достаточно в дельте Невы. Руководителем работ был назначен Матвей Христофорович Змаевич, шаутбенахт (первый адмиральский чин в российском флоте с конца XVII века до 40-х годов XVIII века) российского галерного флота. По проекту архитектора Доменико Трезини был вырыт прямоугольный бассейн. В Военной энциклопедии 1911-1914 годов его размеры указаны равными 250 на 71 сажень — примерно 540 на 150 метров.

GalK_01

       Современный вид северной части бассейна Галерной гавани.

GalK_02

       Современный вид южной части бассейна Галерной гавани.
       На пологих берегах Галерной гавани были устроены стапели для ремонта галер, по сторонам бассейна построили деревянные сараи для зимнего хранения судов. Для проведения ремонтных работ были устроены прямоугольные доки, имевшие приспособления для осушки судов.

GalK_03

       Современный общий вид бассейна Галерной гавани с его южного берега.
       В конце 1720-х годов сюда были переведены все галеры с Фонтанки. Позднее сюда стали переводить и вновь построенные на Адмиралтейских верфях суда.
       Со временем вдоль восточного берега Галерной гавани возникло Галерное селение, где жили строители, матросы и их семьи.
       В 1830-х годах в северной части Галерной гавани соорудили Малый бассейн, отделённый от основного шлюзами. Это давало возможность производить ремонт в сухом доке.
       В 1854 году вместо ручных устройств для подъёма судов на западном берегу бассейна был установлен паровой кран.

GalK_04

       В 1864 году под него соорудили мощный фундамент, а площадку облицевали гранитными плитами.

GalK_04a

       Всё это сооружение сохранилось до нашего времени и являются инженерным памятником.
       В начале 1880-х годов на территории Галерной гавани разместили Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин, торпед и снарядов. Для обеспечения Пироксилинового завода водоснабжением в 1894 году на западном берегу Галерной гавани построили водонапорную башню.

GalK_05

       Считается, что её проект разработали инженеры Куторихин и Яковлев. Прямоугольная в плане, со скошенными углами башня сложена из красного кирпича.

GalK_06

       Верхняя же часть оформлена в виде деревянного сруба.
       Водонапорная башня является памятником промышленной архитектуры и включена в  Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге.
       В 1906 году взрывоопасный Пироксилиновый завод был переведён далеко за город, на Обуховский полигон. Сама же водонапорная башня функционировала по своему прямому назначению до конца ХХ века. В настоящее время является частным владением. Но что в ней будет после ремонта и реставрации, лично я не знаю.
       Со временем, с падением военного значения галер Галерная верфь была упразднена. Со второй половины XIX века акватории Галерной гавани и рядом расположенного Гребного порта использовались для испытаний новой техники для флота. 6 сентября 1912 года здесь была открыта опытная авиастанция для испытаний гидроаэропланов и подготовки лётчиков.
       8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 «Гидро» гениального русского (а в последствии и американского) авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

C-10

       Испытательный полёт осуществил сам авиаконструктор. Длился полёт 25 минут на высоте 150 метров над Васильевским островом.
       Всего было построено для молодого воздушного флота России 7 гидросамолётов С-10 «Гидро».
       В месте , где из Галерной гавани берёт начало соединяющий её с Финским заливом канал, через канал переброшен мост. Называется он Шкиперским, как и сам канал. Как и улица Шкиперский проток, в створе которой лежит мост. Ну, происхождение этих названий, как и обобщённое название этой территории Васильевского острова Гавань, понятно и легко объяснимо. Построенный в середине прошлого века мост был деревянный, с многочисленными опорными сваями из дерева.

GalK_07

       Взамен его в 1997 году специалистами ЗАО «Пилон» был построен новый, проезжая часть которого уложена металлическими плитами. Надо сказать, что архитектурными изысками Шкиперский мост не отличается, выполняя исключительно функциональную роль.
       В 1906 году территорию на восточном берегу Шкиперского канала и часть Гребного порта на берегу залива передали в ведение Невского яхт-клуба. В северном углу этой территории неподалёку от Галерной гавани по проекту архитектора Ф.В. Кенеля в 1910 году возвели беседку.

GalK_08

       Хотя ей всего-то 100 с небольшим лет, выглядит она как какая-нибудь античная развалина на берегу Средиземноморья. По мне так, весьма  живописно…

GalK_09

       Фотография сделана в июле прошлого года.

GalK_09a

       А эта фотография сделана сегодня, 12 октября 2013 года. Набережная восточного берега канала практически готова.
       Прорытый канал, соединяющий Галерную гавань и залив, имел в длине порядка 400 метров при ширине 12. На входе в канал со стороны залива по обе его стороны в начале 1720-х годов по проекту архитектора Д. Трезини возвели деревянные башни с высокими флагштоками — кроншпицы. Первоначально они служили навигационными знаками для входа в канал. Для обороны гавани около них были установлены пушки. После отмены военной угрозы они использовались для оповещения населения о наводнениях.
       В середине XVIII века была произведена реконструкция близлежащей территории — стены канала были облицованы известняком. По проекту архитектора С.И. Чевакинского мастер М.А. Башмаков перестроил в камне и кроншпицы в стиле раннего барокко — об этом свидетельствуют плоские рустованные лопатки на углах фасадов, высокие изогнутые кровли со световыми фонариками и высокими флагштоками.
       Вид на Шкиперский канал в сторону Финского залива сверху Шкиперского моста:

GalK_10

       Вид на Шкиперский канал из-под Шкиперского моста.
       На вышеприведённых фотографиях, сделанных в июле прошлого года, хорошо видны ремонтно-восстановительные работы стен канала и его набережной.

GalK_10a

       На фотографии, сделанной сегодня, 12 октября 2013 года, видно, что до окончания работ ещё далеко. Если восточный берег канала в основном готов, то вот с западным берегом далеко не так.
       В самом начале XIX века в работах по реконструкции канала принял участие гениальный архитектор Адмиралтейства Адриан Захаров. По его проекту берега канала были оформлены гранитными набережными со спусками к воде. Он же спроектировал и Малый бассейн, построенный только в В 1830-х годах в северной части Галерной гавани. Западная часть Васильевского острова приобрела законченный вид, который высоко ценился современниками.
       Ведущиеся в настоящее время ремонтно-восстановительные работы позволяют надеяться, что по их окончании эта часть Васильевского острова предстанет во всей своей первозданной красе.

GalK_11

       В советское время  реставрация кроншпицев производилась в 1950-х годах. В настоящее время восточный кроншпиц, хорошо видный со стороны выставочного комплекса «Ленэкспо», используется как спасательная станция.
       В Малом бассейне Галерной гавани находится спортивный клуб «Галерная гавань».

       По современному адресу улица Шкиперский проток, 21а находится дом с интересной историей. Первоначально здесь стоял деревянный караульный дом. В 1824-1825 годах помощник архитектора Пётр Жигалев возвёл одноэтажный каменный дом по образцу аналогичного в Новом Адмиралтействе архитектора А.Е. Штауберта. В 1904-1905 годах здание надстроили, превратив его в двухэтажное.

GalK_16

       Здание сменило много владельцев. С конца XIX века и в начале ХХ века оно было собственностью князей Оленевых. Главный фасад обращён на юг, к входу в Галерную гавань. Первый этаж оформлен в виде лоджии с двухколонным портиком.
       Здание включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге.

GalK_17

       Его вид снаружи и особенно внутри приводит в тихий ужас. Государственное агенство по операциям с недвижимым имуществом выставило здание на продажу. Остаётся надеяться, что его приобретёт рачительный хозяин, который, приспособив его под свои нужды, сохранит внешний исторический вид. Ведь даже в современном плачевном состоянии здание украшает южнюю часть Галерной гавани…

       PS.  Ранее я уже говорил, что с детства этот район был хорошо известен и любим. Но и в дальнейшем моя судьба оказалась с ним тесно связана, оставив много хороших воспоминаний. Отслужив в армии три года, в январе 1968 года я поступил в расположенный менее чем в 200-х метров от Ковша ВНИИРА — Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Радиоаппаратуры, по адресу улица Шкиперский проток, 19. В котором проработал 30 лет, пройдя, как говорится, путь от старшего техника до ведущего инженера.

GalK_12

       Коллектив нашей лаборатории был очень дружный. В обеденные перерывы в ненастные дни играли в шахматы, домино «на мусор». Играли весело и азартно, порой выкрикивая фразы типа «лошадью ходи» из известной кинокомедии. А то и просто выхватывая из рук игрока шахматную фигуру и делая за него ход. В летние же погожие дни любимым развлечением у нас было катание на лодках по Ковшу (официальное название «Галерная гавань» никогда в разговорах не произносилось в те времена), благо до лодочной станции от проходной было каких-то метров 150.

GalK_13a

       Кого-нибудь одного пораньше отправляли, чтобы к приходу остальных он уже успел отстоять очередь и оформить лодку напрокат.

GalK_14a

       По деревянным мосткам проходили на пирс и садились в уже поджидавшую лодку. Катались по Ковшу — его доступная акватория была меньше теперешней и была ограничена Большим бассейном, так как вход в Малый был перекрыт шлюзом. По берегам росли густые кусты и деревья. Вдоль берегов на воде и на суше находилось множество личных лодок и катеров, разнообразных по внешнему виду и размерам каких-то сараев и времянок.

GalK_15a

       На фотографии виден старый деревянный Шкиперский мост. В спокойную погоду по каналу мы иногда выплывали в Финский залив.
       А ещё за мостом на берегу залива находилась известная многим радиосвалка. Учась ещё в электротехникуме связи в начале 1960-х годах, да и после, уже работая во ВНИИРА, ходил туда время от времени. Удавалось найти для дела куски дефицитного тогда фольгированного гетинакса, катушки обмоточных и монтажных проводов, а то и целые блоки и узлы аппаратуры, из которых демонтировались комплектующие — конденсаторы, сопротивления, ламповые панельки и т.п…

       PPS.  Приведённые выше чёрно-белые фотографии не являются, строго говоря, ими. Это просто оцифрованные отдельные кинокадры из моего любительского фильма 1974 года. Было у меня тогда увлечение киносъёмкой. На подаренные гостями свадебные деньги мы с женой ничего не стали покупать для хозяйства, а купили кинокамеру (к определённому непониманию родственников — как же, в комнате в коммунальной квартире практически ничего нет, а они покупают дорогую и уж точно не самую необходимую для начала семейной жизни вещь). Кинокамера была нашего ленинградского завода ЛОМО марки «Аврора-12». Была она кассетной, в кассету заряжалось 15 метров киноплёнки формата «Супер-8» (отсюда и невысокое качество оцифрованных кадров). Больше 10 лет наша семья увлекалась киносъёмкой — видеокамер тогда ещё не было. Прогулки по городу, рождение и взросление сыновей, разные праздники, Первые классы, Приёмы в пионеры, проводимые в Белоруссии отпуска.. Брал я кинокамеру и в командировки в другие города — до сих пор в доме хранятся бобины с фильмами цикла «Города, где я бывал» — Пенза, Брянск, Орёл…

Мой блог находят по следующим фразам

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (20 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +21 (from 21 votes)
Галерная гавань, Шкиперский канал и мост, 10.0 out of 10 based on 20 ratings 

2 комментария to “Галерная гавань, Шкиперский канал и мост”

  1. Роберт написал:

    Юрий Константинович ! С каждой вашей работой, проникаюсь всё большим уважением к вам. Моя стезя в деталях повторяет ваше жизнеописание. Увлечение радио привело меня в радиотехникум и далее по нарастающей. Читаю ваши очерки и испытываю чувство сильнейшего недовольства своей ленью. Скольким интересным можно было поделиться с окружающими… Воспоминание о «радиосвалке» породило у меня самую настоящую ностальгию. Сейчас я живу в нескольких кварталах от Галерной гавани и часто гуляю по историческим, для себя, местам.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  2. Гончаренко Юрий написал:

    Роберт, так в чём же дело?! Начните с чего-нибудь. Уверен, у каждого из нас есть воспоминания о местах и событиях, которые могли бы быть интересны другим… Что касается «очерков» — это Вы мне льстите, хотя мне, конечно же, приятно. Спасибо!. У меня, скорее всего, небольшие фоторассказы.
    С уважением, Юрий Константинович.

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев