4. Исаакиевский собор — Иконостас и чудотворная икона
Практически сразу же после освящения Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором Российской империи. Сам по себе являясь храмом-памятником русской архитектуры первой половины XIX века, в нём находятся прекрасные образцы русской монументальной академической живописи, скульптуры, мозаики, поделочного камня — недаром Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. И всё же, раз это собор, то наиболее богатой и изысканной его частью является иконостас и алтари.
В Исаакиевском соборе три алтаря. Главным является центральный во имя святого Исаакия Далматского. Алтарную часть от внутреннего помещения отделяет великолепный иконостас, возвышающийся во всю ширину собора в уровень со сводами. Его композиционному и архитектурному решению О. Монферран уделил особое внимание. В результате получилось грандиозное триумфальное сооружение, тесно связанное с общим обликом здания. В убранстве алтарей и иконостаса гармонично соединились живопись и мозаика, скульптура и богатое декорирование разноцветным облицовочным камнем. Яркой и запоминающейся особенностью в оформлении иконостаса являются 10 колонн из уральского малахита.
Центральную часть иконостаса прорезает высокая арка с Царскими вратами. Вход в алтарь обрамляют две колонны из афганского лазурита. Парадную арку над Царскими вратами венчает скульптурная группа «Христос во славе» (автор: П. Клодт, живопись: Т.Нефф), воплощающая канонический образ Иисуса Христа.
В соответствиис церковными канонами прямо над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря». Выполнена она в технике мозаики в 1879 — 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем по оригиналу С.А. Живаго. Выше её небольшая роспись «Моление о чаше» также С.А Живаго, русского живописца, академика Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Плафон над центральным алтарём расписал русский художник итальянского происхождения Ф.А. Бруни на тему «Страшного суда».
В приоткрытые створки Царских врат виден нехарактерный для православных храмов витраж в алтарном окне. Сияние Иисуса Христа, облачённого в пурпурную мантию, придаёт алтарю торжественный вид. Этот витраж площадью 28.5 кв.м — один из самых больших в Европе, и уж наверняка самый большой в России.
Запрестольный образ «Воскресший Христос», изображенный на витраже, был выполнен на Мюнхенской королевской мануфактуре в 1843 году мастером витражистом М.Э. Айнмиллером по рисунку художника Г.М. фон Гесса. Разрешение на изготовление витража в Мюнхене дал лично король Людвиг I. Главный иконостас Исаакиевского собора трёхярусный и несколько отличается от сложившейся к тому времени структуры. Каноническими являются пять образов- Богородица, Спаситель, большая храмовая икона, Тайная вечеря и композиция «Христос во славе».
В нижнем ряду справа от Царских врат по мере удаления от них расположены: «Христос с Евангелием» (оригинал А.Е. Бейдемана), «Святой Исаакий Далматский (оригинал Т.Неффа, о нём я рассказывал в заметке от 16 февраля с.г. «3. Исаакиевский собор — Большие двери»), «Святитель Николай».
Слева от Царских врат: «Скорбящая Богоматерь» (оригинал Х. Дузи), «Святой благоверный великий князь Александр Невский», «Святая великомученица Екатерина».
«Святой благоверный великий князь Александр Невский».
Все иконы в иконостасе выполнены в технике мозаики. Перевод живописных икон в мозаичные начался ещё в 1851 году и продолжался до 1917 года. Связано это с тем, что архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора, понимал, что в таком огромном сооружении невозможно сохранять постоянную температуру и влажность в условиях петербургского климата, что пагубно скажется на сохранности живописных работ. Впрочем, есть мнение, что идея о мозаичных иконах принадлежит Николаю I, посетившему в 1846 году Рим. Там он обратил внимание на хорошее состояние мозаик по живописным работам, которые со временем пришли в плохое состояние.
Главный иконостас по бокам от Царских врат прорезают арки, открывая вход в боковые приделы, в каждом их которых находятся малые иконостасы. Убранство приделов отличается красочностью, богатством материалов и совершенством исполнения.Справа находится придел во имя св. Екатерины.
Левее главного алтаря находится придел во имя святого Александра Невского. В этом приделе ведутся регулярные богослужения. А в великие православные праздники в главном алтаре собора проводятся Божественные литургии.
В Исаакиевском соборе находится икона «Богоматерь Тихвинская». Она является списком XVIII века с древней иконы. Её перенесли из Александро-Невской Лавры в 1859 году. В мае 1861 года на икону была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников». В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней. Сама же икона после создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах была убрана в запасники.
Только в майские дни 2002 года при подготовке к праздничному богослужению по случаю Дня города икону возвратили на своё законное место.
Её законное место находилось, и находится в настоящее время, напротив проповеднической кафедры.
Возвращение чудотворной иконы воспринимается верующими как знаковое событие, связанное с консолидацией нашего общества, способствующее поиску самобытного, истинно российского пути для выхода из кризисной ситуации.
One Response to “4. Исаакиевский собор — Иконостас и чудотворная икона”
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев
Июль 8th, 2015 at 23:13
Икона изначально принадлежала семье православного старообрядца (единоверца). Единоверцы пытались добиться переноса образа в единоверческую церковь, но увы…
То, что написано в сказании о ней — отчасти искажение правды.