2. Исаакиевский собор — история строительства

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕЙ ЧЕТЫРЕХ СОБОРОВ, СОБОРЫ, ХРАМЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ

       Собор имеет официальный статус Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и вся его деятельность направлена на создание у многочисленных посетителей атмосферы современного музея. Как принято, осмотр начинается с рассказа экскурсоводов об истории строительства самого здания. А она очень интересная и протяжённая во времени. Достаточно сказать, что собор, которым мы любуемся в настоящее время, уже четвёртый по счёту. И началась долгая история Исаакиевского собора практически одновременно с началом строительства нового города на берегах Невы.

Isaac_08

       Уже в 1707 году была освящена первая церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. Построена была по приказанию Петра I, родившемуся в день памяти этого святого (30 мая ст.ст. 1672). Находилась она западнее Адмиралтейства в нескольких десятков метров от берега Невы на месте нынешней Сенатской площади. Представляла собой одноэтажный деревянный сруб размером 9 х 18 метров с очень покатой, 45-ти градусной четырёхскатой крышей. Именно в этой скромной церкви 1 марта (19 февраля ст.ст.) Пётр I обвенчался с Екатериной Алексеевной, будущей императрисой императрицей Екатериной I.
       С развитием нового города и превращения его в столицу возникла необходимость в новом храме. Его заложили в августе 1717 года в присутствии самого Петра I недалеко от старого, примернр на том месте, где сейчас стоит Медный всадник. В 1724 году в нём начались богослужения, хотя окончательно трёхярусная колокольня была достроена только в 1727 году. Размеры второго Исаакиевского собора превышали первый — длина немногим превышала 60 м, ширина — от 20 до 32 метров, а высота колокольни превышала 27 метров. Простоял этот храм недолго — из-за близости к Неве с её неукреплёнными в то время берегами у храма началась неравномерная осадка, приведшая к пооявлению трещин в стенах и своде. Довершил удар судьбы пожар в мае 1735 года, вызванный попаданием молнии. Восстановить собор оказалось невозможно и вскоре его вообще разобрали.
       8 августа 1768 года по указу императрицы Екатерины II состоялась торжественная закладка третьего Исаакиевского собора по проекту архитектора Антонио Ринальди. Место для его строительства предложил ещё в 1762 году архитектор С.И. Чевакинский, когда разработал планировку новой, Исаакиевской, городской площади. Которая и существует до настоящего времени. По проекту А. Ринальди Исаакиевский собор должен был быть пятикупольным с высокой трёхъярусной колокольней. Но возведение храма сильно затянулось. А после смерти в 1796 году императрицы и последующим отъездом А. Ринальди за границу собор достраивал придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна. В результате, значительно упрощенный и искажённый относительно замысла А. Ринальди, третий Исаакиевский собор предстал приземистым, с одним массивным куполом, наполовину облицованным мрамором, а выше обычным кирпичным сооружением. Освятили третий Исаакиевский собор 30 мая 1802 года.

Isaac_09

       Модели трёх первых, слева направо, Исаакиевских соборов. Изготовлены они из дерева в масштабе 1/166 в мастерской В. Волкова в 2005 — 2008 годах.
       Не соответствие внешнего вида нового храма парадному облику центра столицы привело к тому, что спустя всего-то семь лет был объявлен конкурс на строительство нового храма. Основным требование при этом было сохранение алтарей от прежнего храма. Это оказалось настолько трудно выполнимым, что ни один предложенный проект не был одобрен императором Александром I. Поэтому император повелел талантливому инженеру А. Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора, подобрав для этого архитектора. Августин предложил кандидатуру только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. За год, в течение 1817 года О. Монферран разработал 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в разных стилях, отвечающих требованию Александра I по сохранению алтарей. Представленные рисунки понравились императору и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором» с поручением подготовки проекта перестройки Исаакиевского собора.
       Разработанный в 1818 году проект нового Исаакиевского собора был подвергнут серьёзной критике со стороны других архитекторов, сомневающихся в прочности фундамента и, соответственно, к возможной неравномерности усадки здания, а также в неправильном проектировании купола. К чести автора, Огюст Монферран учёл замечания и советы. В результате, 3 апреля 1825 года переработанный проект собора был утверждён и именно в соответствии с ним построен современный Исаакиевский собор.
       Строительство Исаакиевского собора продолжалось 40 лет, с 1818 по 1858 год. За это время в нём приняло участие около 500 000 человек различных специальностей: архитекторов, плотников, кузнецов, камнетёсы; в оформлении собора — скульпторы, лепщики, живописцы, камнерезы…
       Среди тысяч и тысяч имен необходимо выделить имя Максима Салина. Благодаря его модели Исаакиевского собора, выполненной им собственноручно в 1835 — 1848 годах в масштабе 1/166, мы можем судить о грандиозности и величие творения О. Монферрана.

Isaac_10

       Судьба Максима Салина очень необычна. От рождения крепостной, он с детства увлекался резьбой по дереву. Его модель тринадцатилавого храма была подарена императору Александру I и настолько понравилась последнему, что и М. Салин и его семья без всякого выкупа получили вольную. Сам же Максим Салин был направлен в Императорскую академию художеств. В последствии, по ходатайству президента Академии художеств А.Н. Оленина был определен в Комиссию по строительству Исаакиевского собора смотрителем первой категории, где проработал 27 лет. В его обязанности входило наблюдение и участие в изготовлении объемных моделей строительных конструкций собора, предназначенных как пособие для мастеров и рабочих, а также для демонстрации высоким персонам, посещающим строительство.
Необходимо отметить, что в модели мастер отразил не только сам Исаакиевский собор, но и территорию вокруг неё, с оградой и фонарями, которые существовали только в проекте архитектора.

Isaac_11

       Модель Максима Салина, изготовленная из липы и мелкослойной ольхи, красного дерева с соблюдением всех пропорций и тщательной деталировкой архитектурного оформления собора, вызывает заслуженное восхищение.
       Строительство собора началось с устройства фундамента, который сооружался на свайном основании. Дополнительно к оставшимся от фундамента предыдущего собора почти 13000 свай, в котлован вбили ещё около 11000 просмолённых сосновых свай длиной 6.5 метров и диаметром 25 — 30 см. Около 125 000 человек в течении 5 лет сооружали фундамент.
       Одновременно с сооружением фундамента в каменоломне около Выборга на берегу Финского залива заготавливались гранитные монолиты для будущих колонн собора. Для перевозки гранитных заготовок были построены специальные баржи, которые доставляли их к пристани у Сенатской площади. От пристани до строительной площадки  заготовки доставлялись по впервые используемому в России рельсовому пути. Здесь каменотёсы придавали колоннам окончательный вид, шлифовали и полировали. Особенностью строительства Исаакиевского собора было то, что сперва были установлены все колонны четырёх портиков и только затем стали возводить стены.
       Колонны устанавливались с помощью лесов, разработанных инженером Августином Бетанкуром. По сторонам лесов высотой 22 метра находились 16 горизонтальных чугунных воротов с рычагами, каждый из которых приводился во вращение восемью рабочими. Гранитную колонну длиной 17 м и массой 114 тонн обшивали войлоком и циновками, а затем обвязывали прочными корабельными канатами. С помощью катков колонна вкатывалась в один из пролётов лесов, концы канатов через систему блоков закреплялись на воротах. По сигналу 128 человек начинали вращать вороты и за 40 — 45 минут колонна устанавливалась вертикально на своё место (не уверен, что и с современной техникой это можно было бы осуществить намного быстрее, ну, разве что, с меньшим числом работников).
       Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии императора Николая I, его семьи и иностранных гостей, специально приехавших для этого в Петербург.
       Последняя колонна была установлена 11 августа 1830 года. Всего таких колонн в четырёх портиках 48.

Isaac_13

       Модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины, изготовленная мастером Д. Биллингом и братьями В. и П. Столяровыми в 1826 году для императора Николая I.
       После установки колонн портиков возвели стены будущего собора. Кирпичная кладка соединялась известковым раствором. Для увеличения прочности ряды кладки соединялись коваными железными связями. Толщина северной и южной стен достигает величины 5 м, западной и восточной — 2.5 м. В 1836 году возведение стен было закончено, после чего снаружи их облицевали мраморными плитами.
       В 1837 году после завершения строительства основания купола, началась установка 24-х гранитных колонн массой 60 тонн каждая на высоту 43 метра вокруг барабана купола.
       Сводчатое перекрытие Исаакиевского собора архитектор также решил оригинально. Он заменил традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский. Это позволило вдвое, до 3-х лет, снизить время работы и снизить её стоимость на 2 млн. рублей. И, что немаловажно, снизило вес верхней части здания, что благоприятно сказалось на его осадку. Купол собора состоит из трёх взаимосвязанных металлических частей. Для утепления здания и улучшения акустики в пространство между металлическими фермами заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров (гончаров).

Isaac_12

       Модель разреза купола Исаакиевского собора, выполненная в 1825 — 1850 годах.
       Внешняя параболическая часть купола облицована позолоченными медными листами. Медные листы покрывались амальгамой (сплав золота и ртути) и нагревались на жаровнях тем самым выпаривая ртуть. Позолоченные православные купола — нередкое архитектурное решение в культовом строительстве. Но при диаметре купола в нижней части, равной 25.8 м, золочёный купол Исаакиевского собора является уникальным.
       Строительство храма было завершено в 1843 году. Но ещё раньше, с 1841 года в нём велись работы по внутреннему художественно-декоративному оформлению.
30 мая 1858 года в день памяти преподобного Исаакия Далматского состоялось торжественное освящение собора. На площади перед собором были выстроены войска, которые перед обрядом освящения приветствовал император Александр II. На обоих площадях, Петровской (Сенатской) и Исаакиевской для народа были устроены трибуны, все соседние улицы и даже крыши домов были заполнены людьми.
       Внутри Исаакиевского собора находятся два бюста его создателя.

Isaac_14

       Один из них работы русского скульптора Ивана Петровича (по рождению Джованни, итальянец) Витали. Бюст отлит из чугуна в 1850-х годах.

Isaac_15

       Бюст архитектора О. Монферрана русского скульптора Антона Егоровича Фолетти, ученика И. Витали. За первоначальный бюст, выполненный из гипса, А. Фолетти в 1849 году получил серебряную медаль. Позднее этот же бюст скульптор выполнил из камней, применявшихся архитектором при строительстве собора. Лицо архитектора вытесано из белого каррарского мрамора, , волосы — серого мрамора, мундир — из серого гранита, воротник мундира — аспидного сланца, плащ – из малинового кварцита, орденская лента – из зелёного мрамора, ордена – из жёлтого сиенского мрамора и малинового кварцита. Постамент бюста изготовлен из розового тивдийскийского мрамора.

Мой блог находят по следующим фразам

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.8/10 (10 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +8 (from 10 votes)
2. Исаакиевский собор - история строительства, 9.8 out of 10 based on 10 ratings 

2 комментария to “2. Исаакиевский собор — история строительства”

  1. Сёма написал:

    А по моему тут точнее информация:

    http://atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com/2012/07/blog-post_4128.html

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Гончаренко Юрий написал:

    Сёма! По поводу «…тут точнее информация» — весьма спорно. В последнее время прямо-таки поветрие к переосмыслению истории, вспоминается, к примеру, математик А.Т. Фоменко и иже с ним. Почитать и посмотреть фотографии по приведённой Вами ссылке, тем не менее, любопытно.
    С уважением, Юрий.

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев