Музей А.В. Суворова

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: МУЗЕИ
       Первым мемориальным музеем в России стал музей А.В. Суворова — музей, посвящённый памяти генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (13.11.1729 -06.05.1800). Слава об Александре Васильевиче, прошедшем весь воинский путь от рядового в 1742 году до высшего воинского звания генералиссимуса  в 1799, гремела не только в России, но и далеко за её пределами. К 100-летию со дня смерти великого полководства в Петербурге Слоновую улицу переименовали в Суворовский проспект, а по Высочайшему соизволению императора Николая II было решено возвести мемориальный музей.
       «Здание Суворовского музея заложено в благополучное царствование государя Николая II 8 июня 1901 года». Место под музей выделил лейб-гвардии Преображенский полк — часть плац-парада на пересечении Кирочной и Таврической улиц. Здание музея возводилось по проекту академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена при участии Г.Д. Гримма. Торжественное открытие и освящение музея состоялось 13 ноября 1904 года — в день 175-летней годовщины со дня рождения А.В. Суворова.

Здание музея стилизовано под крепостное сооружение. Центральная трёхярусная сторожевая башня покрыта пирамидаидальной шатровой крышей. Вход в музей оформлен в виде древнерусского теремного крыльца. Над входом — огромное полуциркульное окно, напоминающее въезд в крепостную башню — не хватает только подъёмного моста… В настоящее время в нём установлено однострочное цифровое табло, на котором в режиме бегущей строки для прохожих выводится разнообразная информация, связанная с работой музея.

В центре фронтона башни под крышей мозаикой выложен княжеский герб А.В. Суворова. Крышу венчает двуглавый орёл, воссозданный по старинным фотографиям. Его вес — 380 кг, высота- 4.5 м.

Фасад здания по бокам от центральной башни оформлен в виде крепостных стен с бойницами. Поэтому на них нет привычных окон, а их поверхность украшают два огромных мозаичных панно.

Слева от входа в музей панно Н.Е. Масленикова по картине художника-баталиста капитана артиллерии А.Н. Попова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».

Справа — панно М.И. Зощенко по картине выпускника Академии хужожеств Н.А. Шабунина «Отъезд Суворова в поход 1799 года».

Это панно интересно ещё и тем, что зелёную ёлочку в нижней левой части панно выложил малолетний сын мозаичиста М.И. Зощенко — будущий известный писатель Михаил Зощенко.

Мозаичные панно созданы при содействии комитета «Общества взаимного вспомоществования русских художников». Для их изготовления пошло немногим более 8000 кг смальты.

Внутри здание музея представляет из себя одно огромное помещение, напоминая тем самым устройство православных церковных строений с центральным залом и двумя пределами. Вся коллекция размещена в пяти залах, образующих анфиладу.

Войдя в музей, попадаешь в зал, полностью заполняющий внутреннее пространство центральной башни. На противоположной входу стене внимание привлекает витраж, который вместе со свисающей из под купола люстрой ярко освещает весь зал. Героем витража является Александр Васильевич Суворов.

Его портрет выполнен в стиле парадных портретов XVIII века. Чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений, в нижней части витража внутри венков и на ленте написано: «1729  Генералиссимус Князь Италийский Граф Александр Васильевич СУВОРОВ-Рымникский  1800». Витраж очень яркий и высокий, занимает большую площадь стены и, кстати, хорошо виден с улицы (обратите внимание на первое фото).

Перед витражом на небольшом возвышении находятся витрины, с двух сторон обрамлённые стволами пушек. В витринах демонстрируются личное оружие А.В. Суворова, его боевые награды и различные документы.

Правее витража демонстрируется старинная мемориальная мраморная доска, посвящённая истории строительства здания музея.

На стенах развешаны знамёна русских частей, а также трофейные турецкие. В шкафах демонстрируются многочисленные предметы вооружения суворовского времени.

Прямо над входом в музей установлена воссозданная мемориальная мраморная доска в память участия императора Николая II в торжественном освящении и открытии музея. О чём он оставил запись в своём дневнике: «13-е ноября. Суббота. В час с 1/4 отправился в город на освяшение Суворовского музея. После молебна осматривал подробно все залы, хорошо устроенные и достаточно выполненные для открытия».

В падугах центрального зала помещены барельефы двуглавых орлов скульптора В.Н. Аземша.

Необходимо отметить, что внутренняя отделка помещений проста и скромна, как, впрочем, был и быт самого полководства. Полы выложены метлахской плиткой. Потолки и стены оштукатурены и окрашены светлой краской. Только самый низ стен выложен глазурованной плиткой «под кирпич». Под карнизами залов нанесены названия мест, связанных с боевой деятельностью А.В. Суворова — общим числом 59.

В Большом правом от входа зале экспозиция рассказывает о полководческом даре Суворова. Кроме традиционных экспонатов — образцов вооружения, обмундирования, картин с батальными сценами, демонстрируются  и макеты сражений с использованием оловянных солдатиков. Коллекция оловянных солдатиков считается одной из самых значительных в нашей стране.

На переднем плане макет сражения при Кунерсдорфе 1 августа 1759 года.

В центре зала скульптура императрицы Екатерины II. Интересно, что при жизни А.В. Суворова сменилось четыре правителя Российской империи — и это была жизнь ни какого-то придворного вельможи, а военного, неоднократно находящегося в гуще сражений!

За скульптурой Екатерины II демонстрируется ещё один макет сражения при Треббии 7 июня 1799 года.

В Малом правом зале  центральное место занимает гипсовая копия памятника Суворову, установленного на парадной лестнице Главного штаба на Дворцовой площади.

Чтобы продолжить осмотр музея, необходимо снова пройти через Большой правый зал. На выходе из зала в витрине демонстрируется медальон, изготовленный в 1863 году по заказу А.А. Суворова — внука полководца.

Здесь же приведены слова Александра Васильевича, сказанные, разумеется, по другому поводу , но ярко характеризующие его самого: «Ваша кисть изобразит черты лица моего — они видны; но внутреннее человечество моё сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным; ни одного приговора на смертную казнь не подписывал; ни одно насекомое не погибло от рукм моей. Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на бога и был непоколебим».

В Большом левом зале собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и деятельности выдаюшегося русского полководца. Представлены документы о годах его службы, участии во многих войнах и походах.

В центре зала демонстрируется один из первых экспонатов музея — французская пушка системы Ж.Б. Грибоваля. Это одна из 39 пушек, взятых в качестве трофеев после сражения при итальянском городе Нови 4 августа 1799 года. Подобные пушки состояли на вооружении французской армии в 1776 — 1827 гг.

В малом левом зале экспозиция посвящена семье Александра Васильевича — жены Варвары Ивановны, сына Аркадия, генерал-лейтенанта и дочери Натальи, «Суворочки», как он ласково её называл. Представлены портреты и личные вещи их и внуков, Александра и Константина, также пошедших по стопам своего героического деда.

На выход из музея вновь придётся вновь пройти через Большой левый зал, осматривая по пути выставленные экспонаты.

Для посетителей музея, особенно мальчишек, очень интересна коллекция оловянных солдатиков. А также возможность, если уговорите потратиться родителей, сфотографироваться в старинном русском обмундировании, да ещё и с барабаном — сам видел эту сценку.

Адрес музея: Санкт-Петербург, улица Кирочная, 43. Ближайшая станция метро «Чернышевская».

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (8 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +7 (from 7 votes)
Музей А.В. Суворова, 10.0 out of 10 based on 8 ratings 

Ответить на пост

Вы можете войти для отправки комментариев