2. Памятник Петру I у Михайловского замка (обновление)

Опубликовал: Гончаренко Юрий  :  Категория: ПАМЯТНИКИ ПЕТРУ I
       Ознакомившись со статистикой своего же сайта, увидел, что наиболее посещаемыми и комментируемыми являются заметки и фотографии, посвященные Петру I. И мне, вообще-то, понятен интерес к этой тематике. Вот и решил кое-что обновить, перефотографировать. Предлагаю обновленную заметку.
 
2. Памятник Петру I у Михайловского замка (обновление). 
 
       История создания и установки этого памятника сама по себе очень интересна. И протянулясь по времени едва ли не на весь XVIII век.
       В 1716 году приглашенный в Россию итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли получил распоряжение на создание конного памятника Петру I. Уже в первых эскизах выработалась главная идея памятника — в образе римского императора с лавровым венком на голове, держа в правой руке жезл полководца, император восседает на могучем коне. В дальнейшем проект несколько раз детально дорабатывался, в том числе и по замечаниям самого Петра I. Но закончить при жизни императора памятник не удалось. В 1744 году, не задолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой.

       Отливку памятника в 1747 году осуществил его сын — Франческо Бартоломео. Образ Петра I очень выразителен, черты лица жесткие и решительные.

      Однако, обстоятельства сложились так, что работу над памятником не удалось  завершить. Сперва императрица Елизавета Петровна из-за отсутствия денег приказала прекратить все работы. Затем новой императрице, Екатерине II, не понравилась сама идея и её воплощение. Она заказала новый конный памятник, в результате чего в 1782 году и появился на свет знаменитый «Медный всадник». А памятник Растрелли долгие десятилетия хранился на складе Канцелярии строений.

       Только в 1800 году по приказу пришедшего к власти Павла I перед его новой резиденцией, Михайловским замком, наконец-то был установлен этот памятник.

       Вероятно, в противовес своей покойной матушке с её «Медным всадником» и надписями на нём, Павел I приказал на постаменте сделать надпись «Прадеду Правнук 1800″.

       Конный памятник установлен на высокий постамент, облицованный мрамором белого, розового и зеленого оттенков. Его автором является архитектор Федор Иванович Волков. Постамент украшают два бронзовых барельефа, на которых отображены решающие моменты битв Северной войны. Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством Михаила Ивановича Козловского.

       На барельефе «Полтавская битва» отображен момент атаки наших войск. В центре на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане — на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак — 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведсеое войско.

       Первое крупное морское сражение, выигранное молодым российским флотом — бой при мысе Гангут, состоявшийся 26-27 июля 1714 года. Этому событию и посвящено содержание второго барельефа. В левой его части на флагманском корабле изображен Петр I, над которым парит гений Победы. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя. На переднем плане изображена трагическая сцена — спасение тонущего моряка.

       Оба барельефа выполнены на высоком художественном уровне, отличаются тщательной проработкой мельчайших элементов композиций.

       Чем ещё интересны эти барельефы? Как обычно, популярные и полюбившиеся народу места, памятники со временем обрастают легендами и приметами. Не обошла эта традиция и памятник Петру I у Михайловского замка. Обратите внимание, как блестят копыта коня и ботфорты Петра I на барельефе «Полтавская битва» а также фигура тонущего моряка, особенно его пятка, на барельефе «Гангутский бой». Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд — к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка — то и вас минует опасность утонуть. Причем, в самом широком смысле — студенты во время сессии следуют этой примете с надеждой не «утонуть» на экзамене.

       А что, милые и вполне добрые приметы…

       И ещё. Посетитель Борис задал мне вопрос: «По радио «Звезда» была интересная передача о памятнике Петру 1 у Михайловского замка — где там туфелька?» Зашел на сайт, лично прослушал — кому интересно, может сам прослушать короткую, чуть менее 2-х с половиной минут, сценку: http://www.radiozvezda.ru/teper-budu-znat/622/. Эта же тема обыгрывается и на сайте: shkolazhizni.ru/podcast_s/1015/. При этом ссылаются на «непревзойденного знатока петербургского фольклора» (как его характеризуют на интернет-ресурсах) Синдаловского Наума Александровича.

       Лично мое мнение, что это полная чушь. Хотел бы я посмотреть, как скульптор (которого Петр I лично пригласил на работу в Россию) осмелился бы заменить левую переднюю ногу коня на женскую. И чтобы после этого стало и с памятником императору и с самим скульптором?! Но кто читает и пересказывает однажды услышанное, не видя сам предмет обсуждения — надеюсь, того переубедят фотографии. Постамент у памятника высокий и при взгляде из под него вблизи вверх, кому то может показаться в силуэте конской ноги женская нога в туфельке:

       Мне, правда, это напоминает анекдот про маньяка, который в любом изображении видел обнаженную женщину… Отойдя на большое расстояние, чтоб исключить влияние параллакса, с помощью телеобъектива сделал следующий снимок:

     Всё, женская туфелька исчезла, уступив законное место конскому копыту. Что и требовалось доказать. Так что притча про женскую ножку у конной статуи не более чем кажущийся для некоторых оптический обман, вернее даже, самообман.

       Мне же из всей истории с этим памятником больше всего обидно за гениального скульптора К.Б. Растрелли. Создав первым в России прекрасный конный памятник конкретному персонажу, из-за различных привходящих обстоятельств первым он все-таки так и на стал…
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.8/10 (25 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +20 (from 22 votes)
2. Памятник Петру I у Михайловского замка (обновление), 9.8 out of 10 based on 25 ratings 

4 Responses to “2. Памятник Петру I у Михайловского замка (обновление)”

  1. макс написал:

    Таблички с надписью
    «прадеду правнук 1800″
    сначала не было. Позже сделали.
    Смотри Вид Михайловского замка. Д.Кваренги. 1800 г.
    http://www.hellopiter.ru/image/999977765766886788.jpg
    Видно, что там углубление в отличие от нынешнего памятника и от памятника 1903 г.
    http://www.hellopiter.ru/image/9999776756676886788.jpg

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  2. Гончаренко Юрий написал:

    Максу. Не могу с Вами согласиться. На иллюстрации работы Джакомо Кваренги (сама работа хранится в Эрмитаже) я вижу, что на лицевой части постамента явно есть какая-то панель с надписью, а находится ли она в углублении или нет — однозначно не ясно (может, просто тень от стыка). Кроме того, памятник Петру I установили ещё в 1800 году при жизни императора Павла I (убит 12 (24) марта 1801 года), который лично дал указание при работе над памятником сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук». И я сильно сомневаюсь, чтобы кто-то мог не выполнить указание императора… Более того, я так и не смог нигде найти документального подтверждения Вашего предположения — иллюстрацию Д.Кваренги по вышеизложенной причине я таковым не считаю.
    С уважением, Юрий Константинович.

    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VN:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  3. макс написал:

    Я тоже не смог нигде найти документального подтверждения моего предположения. Но я вижу разные изображения и это важнее. Это тоже документ. (Я не хочу говорить, почему я уверен, что Павел не мог написать \\"Прадеду Правнук\\". Это загадка. Это настолько невероятно, что поверить в это невозможно.)
    Увеличьте этот рисунок Федора Алексеева
    http://img12.nnm.me/2/f/d/0/3/e7113543875307b8e5f5e179af9.jpg
    Художник опять зачем-то с помощью теней рисует углубление там, где сегодня его нет.

    С эстетической точки зрения.
    Разный стиль боковых барельефов(в нишах) и передних-задних нелепых плоских табличек. Если бы один человек делал постамент, он бы с 4-х сторон сделал всё в одном стиле. Как у Кваренги.

    И ещё.
    На медном всаднике тоже не было сначала надписей.
    http://alternathistory.org.ua/files/users/user3015/Thunder_Stone_Bronze_Horseman_unveiling.jpg
    А теперь есть
    http://fotopitera.ru/wp-content/uploads/2009/05/p1_2.jpg
    Они тоже какие-то дурацкие. На дикой скале, на которую как бы въезжает на коне Пётр, на скале они неуместны.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: -1 (from 1 vote)
  4. Григорий написал:

    Да, да))) сам слышал байку о туфельке от экскурсовода…

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Ответить на пост