Смольный собор
На северной оконечности острова Безымянный — крупнейшем из островов, на которых, собственно говоря, и раскинулся Санкт-Петербург — построен один из красивейших архитектурных ансамблей: Смольный монастырь, настоящим украшением которого является Смольный собор.
Вид на Смольный монастырь со стороны переулка Кваренги.
Вид на Смольный собор со стороны Смольного проезда, от входа в Смольный институт:
Монастырский комплекс Смольного собора построен по соседству со смоляными дворами, где варили смолу для кораблей строящегося российского флота. Автором проекта был Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство началось в 1748 году. Растрелли по новому подошел к порученному делу. Вместо тяжелых крепостных стен, обычно окружавших монастыри, он возвел стены, украшенные декоративными элементами. Монастырь имеет форму греческого креста с встроенными по углам домовыми однокупольными церквями. В центре высится собор, высота которого составляет 93.7 метра.
Первоначально Растрелли спроектировал однокупольный собор европейского вида в архитектурном стиле барокко. Но императрица Елизавета Петровна настояла на русском православном пятиглавии. И архитектор очень оригинально изменил проект. Хотя внешне собор смотрится как пятиглавым, но на самом деле к храму относится только центральный купол, венчающий большой барабан. К барабану же пристороены четыре одинаковых звоницы, естественно, меньшей высоты. И центральный купол и звоницы увенчаны изящными луковичными главками.
Подобными же луковичными главками увенчаны и все четыре угловые домовые церкви.
Голубые стены соборы разнообразят узкие высокие окна, многочисленные полуколонны и фигурные волюты. А богатая белокаменная лепнина — многочисленные головки Херувимов, разнообразные вазы и гирлянды — придает собору праздничный живописный вид. И смотрится здание не столько как культовое сооружение, а как дворец.
Неоднократные изменения проекта, начавшаяся в 1757 году Семилетняя война, приведшая к сокращению финансирования, неизбежно затягивали строительство. В 1761 году умерла Елизавета Петровна. Вступившая на престол в результате переворота новая императрица Екатерина II отстранила Растрелли от всех дел — ну, не нравился ей стиль барокко. В 1763 году уволенный Растрелли уехал в Швейцарию, так и не завершив строительство комплекса Смольного монастыря. А почти готовый собор так и не был открыт для верующих.
Смольный монастырь достраивал Юрий Матвеевич Фельтен, работавший на нем с 1765 по 1775 год.
Само же здание Смольного собора было окончательно достроено во время правления Николая I. В конкурсе, объявленном императором в 1832 году, победил архитектор Василий Петрович Стасов. Три года он занимался реставрацией и внутренней отделкой. Стасовым же разработан проект , а затем именно по его рисунку отлита изящная ограда.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен. Таким образом, общее время строительства составило 87 лет — самый долговременный по реализации проект в истории города.
Может быть, из-за соседства со «штабом революции» в Смольном институте, но Смольному собору очень не повезло после революции. 20 апреля 1922 года было изъято наиболее ценное церковное имущество, разграблены и разбиты иконостасы, хрустальная балюстрада и проповедческая кафедра.
Закрыли Смольный собор в 1931 году.
В 1974 году в нем разместили филиал музея истории Ленинграда. А в 1990 году в нем открыли концертно-выставочный зал «Смольный собор», который работает и до настоящего времени.
В соответствии с этим, в нем периодически организуются художественные выставки.
Практически все огромное внутреннее пространство собора отведено под концертный зал.
Последние реставрационно-ремонтные работы в интерьере Смольного собора были проведены во второй половине 2006 года. Были оцищены от загрязнений все сохранившиеся полуколонны из искуственного мрамора. Реставрировались, а во многом просто воссоздавались детали лепного убранства.
Отреставрированы бронзовые паникадила, а для их крепления на чердаке были установлены новые лебедки.
После реставрации интерьера были проведены работы по техническому переоснащению самого концертного зала. Над каменным полом на высоте 17 сантиметров уложили новый фальшпол полощадью 1500 квадратных метров. На котором, собственно, и смонтированы кресла для зрителей и слушателей. А между полами проложены сотни метров кабелей звуковой и видеопроекционной аппаратуры и различных охранных систем. Вообще, ничто внутри не напоминает в настоящее время о первоначальном предназначение здания.
Я абсолютно не верующий, но настроение у меня после последнего посещения Смольного собора было нерадостное. Чтобы как то развеяться, благо, день был солнечный, поднялся на звонницу.
Подъем на высоту 50 метров производится по лестницам. Сначала обычным прямым каменным, затем более романтичным винтовым, а в конце узким прямым металлическим, которые и выводят на смотровые площадки звонниц. Общее число ступеней составляет 277.
Колоколов ни на одной из четырех звонниц нет, остались только балки для их крепления.
А под ногами открывается панорама города.
Вид на юго-запад. Чуть правее домовой церкви уходит вдаль широкий Суворовский проспект:
Повернув свой взгляд немного правее, видим две высотные доминанты — однокупольный Исаакиевский собор и пятиглавый храм Воскресения Христова:
Прямо на запад идет Шпалерная улица, на правой сторогн которой стоит водонапорная башня из красного кирпича (см. заметку «Мир воды Санкт-Петербурга» от 7 февраля с.г в рубрике «МУЗЕИ»). Вдалеке виднеется самое высокое здание города — Петропавловский собор:
Вид на северо-запад:
Вид на северо-восток:
Вид на юго-восток. Справа видно здание Смольного института. За ним — возведенный через Неву мост императора Петра Великого (Большеохтинский мост). А левее за длинным синим забором располагается строительная площадка, о которой до сих пор не не утихают споры.
Именно здесь возводится «Охта-центр» с башней высотой 403 метра. Так что, если ее построят — к сожалению, все к этому идет — вид этого места будет совершенно другой, а пока:
Прекрасное сооружение Растрелли рядом с этой бесдушной громадиной, боюсь, потеряет все свое очарование. И, рассматривая комплекс Смольного монастыря, придется в будущем выбирать точку осмотра, чтобы одновременно не попадались Смольный собор и, прости господи, башня «Охта-центра».
Остается добавить, что располагается Смольный собор по адресу: площадь Растрелли, 1, ближайшая станция метро «Чернышевская».
И последнее. Почти месяц назад, 7 апреля, в день праздника Благовещения впервые за 90 лет была совершена литургия. Провел ее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Для проведения богослужения были демонтированы кресла в правом Екатерининском приделе, а Казанский кафедральный собор подарил старинный престол. К этому же дню восстановили и запрестольный образ Богородицы — копию с картины В.Васнецова, хранящейся в Русском музее.
Смольный собор, One Response to “Смольный собор”
Ответить на пост
Вы можете войти для отправки комментариев
Сентябрь 1st, 2010 at 17:24
[…] Гончаренко Юрий пишет: Сначала обычным прямым каменным, затем более романтичным винтовым, а в конце узким прямым металлическим, которые и выводят на смотровые площадки звонниц. Общее число ступеней составляет 277. … […]